реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешнеэкономическая деятельность Воронежской области в 1999 году

Экспозиция Воронежской области на 4-й Всероссийской выставке-ярмарке «Регионы России - 99» формировалась администрацией Воронежской области и отличалась тем, что, во-первых, существовала как часть единой экспозиции ассоциации «Черноземье», а во-вторых, отличалась комплексным подходом к формированию экспозиции.

При формировании экспозиции ставилась задача показать в той или иной мере все отрасли экономики области и наиболее значительные ее достижения. Об успехе экспозиции говорит количество 15 полученных дипломов.

Основные задачи, ставившиеся в процессе реализации программы общеэкономических выставок, как части областной выставочной программы 1999г., можно считать выполненными.

Экспозиции города Воронежа, Воронежской области и отдельных предприятий были отмечены Дипломами и Грамотами на общеэкономических выставках. Предприятиями - участниками получены неплохие экономические показатели участия в общеэкономических выставках. По опросу, проведенному среди участников стенда Воронежской области на выставке «Регионы России - 99», в дальнейшем в подобных выставках намерены принимать участие 80 процентов предприятий.

3. Предприятия с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями в настоящее время являются наиболее приемлемой формой привлечения иностранного капитала в национальную экономику. Это обеспечивает поступление необходимых капиталовложений в определенную отрасль и на конкретную территорию, позволяет на базе передовой технологии и производственного опыта иностранного инвестора создавать конкурентоспособную высококачественную продукцию с выходом на мировой рынок, повышает занятость трудовых ресурсов.

Управлением по ВЭС и инвестициям с 1991 года производится регистрация предприятий, объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. рублей. Регистрационные сборы за 1999 год, предусмотренные нормативно-правовыми актами и направляемые во внебюджетные фонды администрации области, составили 84,5 тысяч рублей.

По состоянию на 1.01.2000 года на территории Воронежской области зарегистрировано 298 предприятия с иностранными инвестициями. Из них ликвидировано и перерегистрировано - 31.

В том числе: совместные предприятия - 157, предприятия 100% иностранным капиталом - 35; филиалы иностранных фирм - 51; филиалы предприятий 100% ИИ - 24.

Зарегистрированные предприятия по годам:

1998

1999

кол-во

зарегистрированных

предприятий

22

19

Предприятия с иностранным капиталом организованы с фирмами 48 стран. Лидирующие позиции занимают: США - 21 СП ( 9% ), Германия - 17 СП (7%), Турция - 12 СП (5%), Голландия - 11 (5 %), Латвия -7 (3 %), Чехия - 6 (2 %), Украина - 48 (20 %), Беларусь-18 (7 % ).

Бесспорным лидером по привлечению инвестиций остается город Воронеж. На его территории зарегистрировано более 90% от общего количества предприятий с иностранными инвестициями .

Общая сумма вкладов российских и иностранных участников в формировании уставных капиталов совместных предприятий на территории Воронежской области составила 114080,5 тыс. руб., в том числе зарубежные - 49092,5тыс. руб. (43%).

В том числе по годам:

1998 г.

1999 г.

Общий уставной капитал

2047,5

30131,1

Иностранный капитал

1683,6

14883,6

% иностранных

инвесторов

82

49

Сферы деятельности предприятий с иностранными инвестициями:

(кол-во)

Виды

Деятельности

1998 г.

1999г.

Производственная

3

-

Производство ТНП

-

1

Оказание услуг

8

8

Торговля

11

10

ИТОГО

22

19

Основная масса предприятий создается в сфере торговли - 34 %, оказание услуг - 30%, производственная деятельность - 23% .

Несмотря на большое число зарегистрированных предприятий на территории Воронежской области, по данным статистического управления число действующих составляет:

1998 год

107

из 243

1999 год

110

из 265

Только регистрационные сборы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и направляемые во внебюджетные фонды администрации области, за 1999 год составили 84,5 тысяч рублей.

Примерами активной деятельности СП являются:

На территории Россошанского района продолжает действовать российско-германское СП “ТБР-Интер” по производству пива по немецкой технологии. Экспортные поставки продукции в 1999 году составили 3550 долл. США. Прогноз экспорта на 2000 год - 27 000 долл. США.

На базе Таловского и Бобровского районов области для выращивания по интенсивной технологии озимой пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и др. культур успешно работает совместное российско-французское предприятие «ДРеВО», учредителем которого является французская фирма «Луи Дрейфус Негос С.А.». К «ДреВУ» потянулись и другие районы в 1999 году Бутурлиновский, Калачеевский, Панинский и Семилукские районы «прокатывали» у себя прогрессивную технологию. С первых дней работы предприятия до конца 1999 года зарубежные инвестиции в сельское хозяйство области через это СП составили более 10 млн. долл. США.

В г. Нововоронеже успешно продолжает работу российско-германское СП “Рона”- оказание инжиниринговых услуг в поставке оборудования.

Основные причины низкой эффективности деятельности СП:

СП создаются в основном, как мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом;

иностранные партнеры стремятся создавать СП в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений;

инвестирование создающихся СП производится в основном в виде денежных взносов, редко инвесторы вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое имущество;

нарушение производственных, финансовых связей между странами ближнего и дальнего зарубежья;

высокие ставки налогов, таможенных пошлин.

По данным государственной налоговой инспекции по Воронежской области за 1998 год в бюджеты различных уровней предприятиями с иностранными инвестициями было перечислено налогов в сумме 134236,8 тыс. руб., в том числе:

- федеральный

- 63049,9

- областной

- 27007,9

- городской

- 6536

- районный

- 37643

В целом роль СП в экономике Воронежской области не стала заметной, их удельный вес в экспорте снизился и составляет 3% (против 5% в 1998 году ), импорт увеличился до 2% ( против 1% в 1998 году ).

Несмотря, на первый взгляд, на безрадостное положение в инвестиционной сфере области, потенциал Воронежской области далеко не исчерпан. Удел нашего государства таков, что мы не можем жить в стабильности.

Однако представители иностранных инвесторов даже после августовского кризиса, продолжают посещать область и интересоваться инвестиционными проектами.

Несмотря на тяжелые экономические условия, на долгий путь нормативных актов на федеральном уровне, сегодня регионы могут и должны сами создавать условия для иностранных инвесторов.

3.1 Приграничное сотрудничество

Приграничные районы имеют большое значение для государства. Они играют ключевую роль во внешнеэкономических связях и во внешней политике, как мосты добрососедства и сотрудничества.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности значение приграничных территорий как зон контакта с внешним миром резко возросло.

Воронежская область расположена в центре европейской части РФ, в 500 км к юго-востоку от Москвы, южная часть области граничит с Луганской областью Украины.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины, учитывая исторически сложившиеся добрососедские отношения, высокую степень интегрированности экономики государств, признавая необходимость сохранения и развития хозяйственных, культурных и других связей между приграничными областями в 1993 году был создан Совет руководителей приграничных областей Российской Федерации, Украины и Беларуси.

В его состав в настоящее время входит 19 приграничных регионов этих республик, в том числе и Воронежская область.

Основной целью Совета руководителей является разработка предложений и создание благоприятных условий для развития экономических, культурных и других отношений между приграничными областями.

Совет осуществляет свою деятельность в следующих основных направлениях:

определяет приоритетные области многостороннего сотрудничества;

готовит совместные предложения в вышестоящие органы власти государств об изменении законодательных и нормативных актов с целью улучшения сотрудничества приграничных областей при сохранении общегосударственных интересов;

осуществляет меры по укреплению традиционных, дружественных, интернациональных связей и культурного обмена среди населения, а также по регулированию миграционных процессов;

содействует предприятиям и организациям в осуществлении внешнеэкономической деятельности, организации прямых взаимных поставок продукции и оказании услуг по межотраслевой кооперации и т.д.

Деятельность Совета как негосударственного, неправительственного образования положительно оценивается и поддерживается органами власти трех стран, в т. ч. - их Президентами.

Сохраняются взаимные товаропотоки между Россией, странами СНГ, сложившиеся в рамках специализации и кооперации.

Доля Воронежского внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем, российском товарообороте в 1999 году составила 0,3% (в 1998 году-0,28%).

Внешнеторговый оборот с государствами-участниками СНГ в 1999 году составил 79,8 млн. долларов США и по сравнению с 1998 годом снизился на 3,1%, в том числе экспорт составил 24,8 млн. долларов США и снизился на 27,5%, импорт - 55 млн. долларов США и увеличился на 13%.

Экономика Воронежской области исторически и традиционно отличалась высокой степенью интеграционных производственных (хозяйственных) связей с Украиной. Еще 5-6 лет тому назад на Украину поставлялось до 15 % промышленной продукции (в валовом исчислении), свыше 12 % сельхозсырья продовольствия, производимых на территории области. Номенклатура видов продукции, товаров и услуг превышала три сотни наименований. Не менее мощные потоки сформировались и в обратном направлении. По линии межобластных и прямых хозяйственных связей предприятий в Воронежскую область осуществлялись поставки продукции металлургической (прокат черных металлов), машиностроительной (автомобили, технологической оборудование, сельхозтехника), химической (удобрения) промышленности, промышленности строительных материалов, товаров народного потребления. При этом общий баланс взаимных поставок в денежном исчислении колебался в пределах 40-60 % в пользу Воронежской области.

Кардинальная смена геополитической обстановки в бывшем СССР повлекла за собой изменения в сфере экономических отношений Воронежской области с украинскими партнерами, в силу объективных и субъективных причин эти отношения в настоящее время ослаблены, а в ряде случаев и утрачены. «Пиком» падения хозяйственных связей является 1993 год, когда объем товарооборота, уменьшился по отношению к 1990 году более чем в 25 раз. В этот год из области на Украину вывезено продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления всего на 18,5 млрд. рублей. При этом трансформировался общий баланс ввоза-вывоза. Поставки украинских товаров в область составили 20,8 млрд. рублей. В структуре вывоза наибольший удельный вес занимают: синтетический каучук 65 %, шины для легковых и грузовых автомобилей 14 %, минеральные удобрения - 8 %. В структуре ввоза преобладают прокат черных металлов, каменный уголь, автомобили легковые, сельхозмашины, продовольственные товары.

Предпринимаемые на местном уровне организационные меры позволили несколько изменить ситуацию. В 1999 году объем товарооборота увеличен по сравнению с 1996 годом почти в 5 раз, однако сложившегося отрицательного для области сальдо экспорта-импорта с Украиной преодолеть не удалось. Незначительно расширена номенклатура товаров ввоза-вывоза. По-прежнему некоторые промышленные предприятия области не могут выйти из-за современной таможенной политики на традиционные украинские рынки сбыта (например, АООТ «Воронежсельмаш», АО «Воронежупмаш», АО «Воронежрудгормаш» и др.)

Среди торговых партнеров Воронежской области из стран СНГ Украина занимает ведущее место (68% товарооборота). В 1999 году внешнеторговый оборот области составил 63,2 млн. долларов США, в том числе - экспорт 16 млн. долларов США, импорт 47,2 млн. долларов США. Основу экспорта составляют: синтетический каучук, шины, продукты неорганической химии, машины и оборудование. Импортируются: черные металлы, машины, оборудование, продукты питания.

Барьерность новых границ с особой силой сказывается на низовом уровне, нанося удар не только по экономике, но и по судьбам людей.

Поэтому подписание 24 февраля 1999г. Соглашения между Воронежской и Луганской областями и Программы по его реализации в 1999-2000годах трудно переоценить. Несмотря на все трудности переходного периода у обеих областей сохранились определенные производственные связи. В Луганскую область вывозятся: шины, каучук, цемент, мел, запасные части для экскаваторов и локомотивов. Ввозится в нашу область: прокат металлов, трубы, уголь и т.д. Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между областями не достигнута по причине больших таможенных платежей.

Основная задача Соглашения и Программы - создание условий для укрепления дружбы и сотрудничества между регионами, восстановления и развития эффективных связей между субъектами хозяйственной деятельности регионов, общественными организациями.

В рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве в 1999 году проведены мероприятия по основным направлениям.

3.2 Промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительство

Подписано Соглашение между Главным экономическим управлением администрации Воронежской области и Главным управлением экономики и собственности Луганской обладминистрации. В рамках Соглашения проводились консультации в области социально-экономического развития регионов по вопросам экономического и информационного сотрудничества.

В марте 1999г. Главным управлением по промышленности, ТЭК, транспорта и связи подготовлены и направлены для согласования с ГУ промышленной политики Луганской обладминистрацией проекты Соглашения и предложения по реализации Программы межрегионального сотрудничества, но до настоящего времени Луганская администрация постоянно переносит сроки подписания. (Начальник управления Басакин Г.М.).

За 1999 год значительно расширился список предприятий области участвующих в поставах экспортно-импортной продукции.

NN п/п

Наименование предприятия

Наименование

продукции

Экспорт

1.

АООТ

« Воронежсинтезкаучук»

Каучук бутадиеннитрильный

Латекс СКД-1

2.

АООТ « ТЯЖЭКС»

Экскаваторы ЭО-5124А

3.

ОАО

«Борисоглебский КМЗ»

Аппараты отопительные

«Хопер»

4.

ГП ВТРЗ

им. Дзержинского

Бандажи для локомотива

5.

ЗАО « Стальмост»

Контенеры для дроби

6.

ОАО Митрофановский

«Промавторемонт»

Транспортеры ТСН-3

Запчасти к с/х технике

7.

АО «Борхиммаш»

Изделия из алюминия

Импорт

1.

АООТ «Семилукский огнеупорный завод»

Электромагниты П100М-1

2.

АООТ « ТЯЖЭКС»

Толстолистовой прокат

3.

ОАО «Борисоглебский КМЗ»

Электромагниты

4.

ОАО Митрофановский

«Промавторемонт

Пульты управления

5.

ГПУ ВРТТЗ

Прокат черных металлов

6.

ГП ВТРЗ им. Дзержинского

Фланцы из цветных металлов

7.

ОАО « ВАСО»

Аккумуляторы кадмиево-никелиевые

8.

ОАО « Воронежпресс»

Оконное стекло

Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между предприятиями Луганской и Воронежской областями не достигнута по причине таможенных платежей и неадекватного развития промышленного производства.

Подготовлены и направлены предложения в управление по вопросам строительства и инвестиций обл. администрации Луганской области (начальник управления Бондаренко А.К.):

по кооперационным связям в области строительства;

по созданию совместных предприятий.

Ответов на эти предложения и встречных предложений от представителей Луганской области не поступало.

Были направлены приглашения об участии предприятий Луганской области в выставках - ярмарках :

«Стройиндустрия-99» -10-12.03.99г.;

«Мебель, интерьер, бытовая техника»- 26-28.03.99г.;

«Строительство и ремонт- 99»-10-12.11.99г., но представители Луганской области, из-за отсутствия финансирования отказались принять участие.

3.3. Агропромышленный комплекс

Подготовлены и согласованы предложения по реализации Программы регионального сотрудничества.

Культура:

подготовлен специальный выпуск Воронежского журнала «Подъем» о современной литературе Луганской области;

в пгт. Кантемировка проведен вечер, посвященный 100-летию со дня рождения поэта Евгения Плужника;

в г. Белгороде проводился фестиваль художественной самодеятельности и традиционного народного творчества Воронежской и Луганской областей;

в Воронежской областной библиотеке им. Никитина проведена выставка книг украинских писателей и поэтов;

в Луганске состоялись концерты филармонического коллектива г. Воронежа;

выпущен первый номер российско-украинской газеты «Славянское братство»;

в соответствии с постановлением администрации Воронежской области объявлен конкурс на лучший памятник Т. Шевченко, который будет установлен в г. Россошь.

Образование:

заключены договора в сфере образования между Кантемировским районом Воронежской области и Марковским районом Луганской области и г. Россошь Воронежской области и Рубежное Луганской области;

между областями проводился обмен печатной педагогической продукцией, в газете «Вестник просвещения» публикуются материалы о сотрудничестве между областями;

в г. Воронеже проводилась научно-практическая конференция «Содержание образования и образовательных технологий в сельской малочисленной школе. Опыт, проблемы, перспективы».

Опыт работы приграничных районов показывает, что многие проблемы образования и воспитания школьников совместными действиями решаются более успешно.

Здравоохранение - представлялась взаимная информация:

о эпидситуации, эпизоотической ситуации в областях;

проводился обмен периодическими журналами и статьями о состоянии здравоохранении в Воронежской и Луганской областях.

Южными районами Воронежской области в ограниченном объеме ( в связи с погашением долгов за медикаменты ранее взятые в ГОП «Воронежфармация) проводилась закупка медикаментов, производимых в г. Луганске.

Вопросы семьи и молодежи осуществлялся обмен информационно-методической литературой по вопросам реализации государственной политики в отношении семьи, женщин, молодежи.

Защита населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Налажены постоянные контакты по обмену информацией:

об определении статуса пострадавших;

об организациях занимающихся благотворительной деятельностью по социальной защите пострадавших впоследствии Чернобыльской катастрофы.

Администрацией области было подписано (первым заместителем главы администрации - председателем Правительства Сысоевым А.М.) распоряжение от 12.04.99г. N 450-р « О проведении Дня памяти жертв Чернобыльской катастрофы (в Луганске-21.04.99г., в Воронеже -26.04.99г.), но из-за отсутствия денежных средств в области мероприятия не были проведены.

Физическая культура и спорт

В соответствии с Программой межрегионального сотрудничества было запланировано:

обмен спортивными делегациями;

проведение матчевых встреч на уровне сборных команд по игровым видам спорта;

участие спортсменов в открытых первенствах и чемпионатах областей, но из-за ограниченных финансовых возможностей обеих сторон, практически реализовать мероприятия не удалось.

В регионе проводится большая работа по улучшению инвестиционного климата, активизации реформ, содействию развития частного сектора в сельском хозяйстве, а также поддержке малого и среднего бизнеса в других сферах экономики. Предоставляются налоговые льготы инвесторам посредством снижения, отмены или отсрочки платежей в областной бюджет. Разрабатывается законодательная база, гарантирующая возвратность вложения.

На территории Воронежской области работают 48 предприятий с украинским капиталом. Сумма уставного капитала 752,9 тыс. рублей, в том числе доля украинских партнеров - 565,8 тыс. руб.

Основная масса совместных предприятий работает в сфере оказание услуг - 35%,оптовая и розничная торговля- 26%, производственная - 18 %.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования приграничного сотрудничества зависят от решения многих назревших проблем.

Однако, отсутствие ряда законодательных актов и положений по приграничному сотрудничеству не позволяет в полной мере реализовать требования региональной политики сфере межгосударственных отношений приграничных регионов. Возникает необходимость решения следующих вопросов.

Прежде всего, не разработана общегосударственная Концепция приграничного регионального сотрудничества, слаба законодательная и договорно-правовая база. Возрастает актуальность формирования инфраструктуры приграничных территорий.

Сотрудничество на данном направлении сдерживается также несоответствием современным требованиям оборудования погранпереходов и таможенных постов. Требует определенных изменений визовая политика.

В связи с этим возникает необходимость на республиканском уровне:

Ускорить подписание Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1999-2007гг.

Определения статуса приграничных территорий, как особых экономических зон.

В рамках интеграции стран СНГ законодательно предусмотреть создание совместных свободных экономических зон (СЭЗ).

Решения в законодательных и исполнительных органах власти вопроса о резервировании доли средств государственных программ для дополнительного финансирования приграничных территорий, предоставлении налоговых кредитов на капитальные вложения в развитие их инфраструктуры.

Приоритетного рассмотрения и принятия законопроектов, определяющих условия приграничного сотрудничества.

Законодательного закрепления упрощенного пересечения пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля в отношении граждан, постоянно проживающих на территориях приграничных областей.

Создания на базе загранпредставительств совместных торговых палат, бизнес центров и других структур, ориентированных на поддержку межрегионального приграничного сотрудничества.

Региональным органам власти (участникам приграничного сотрудничества) необходимо:

-совместно с республиканскими органами власти осуществлять постепенный перевод приграничных связей на долгосрочную основу с разработкой соответствующих целевых программ развития инфраструктуры приграничных территорий, сопутствующих коммуникационных связей в приграничной зоне;

-способствовать повышению степени интегрированности экономики приграничных территорий, реализации договоренностей в области таможенного, правового и экономического взаимодействия;

-в соответствии с республиканским законодательством совершенствовать нормативно-правовую базу, способствующую расширению участия в приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей;

-оказывать помощь соотечественникам, проживающим на сопредельных территориях зарубежных государств, в сохранении ими своей культурной, языковой и религиозной самобытности.

Решение этих вопросов позволит повысить результативность сотрудничества приграничных областей.

Заключение

Для реализации стратегии развития ВЭД Воронежской области в 2000 гг. предполагается осуществление следующих мероприятий:

Развитие внешнеэкономической деятельности Воронежской области и Программы развития ее экспортного комплекса, ориентированных на формирование оптимального профиля международной специализации региона в структуре мирохозяйственных связей.

Ежегодная разработка и принятие Областной Думой одновременно с областным бюджетом региональной программы развития внешнеэкономической деятельности, включающей перечень мер ее стимулирования, в том числе и финансовых.

Проведение систематической работы по изучению и анализу структуры внешнеэкономической деятельности, изменению ее эффективности на уровне региона и отдельных предприятий.

Активное использование мер экономической дипломатии для создания благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий Воронежской области и защиты их интересов за рубежом.

Широкое привлечение всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности к проведению совместных мероприятий по развитию ВЭС Воронежской области.

Литература

1. Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.-320с.

2. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 1999.-416с.

3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 1998.-105с.

4. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 1999.-400с.

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896.

6. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 1999.-804с.

7. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 1999.-703с.

8. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра - М», 1998.-305с.

9. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с.

10. Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: Изд - во «Союз», 1998.-270с.

11. Харрис Г., Харрис Г.Дж. Как заставить говорить о вашем деле: 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1999.-144с.

12. Введение в маркетинг, 5-е издание.: Пер. с англ.: Уч.пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.-640с.

13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 1999.-656с

Array

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.