реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность

План:

Введение

Содержание внешнеэкономической деятельности

Виды ВЭД

Элементы ВЭД

2. Международная практика государственного регулирования

Способы государственного регулирования

Антимонопольное регулирование

3. Экспорт и импорт

Средства поощрения экспорта

Формы государственного кредитования

Страхование экспорта

Налоговые и иные льготы

Организационно-техническое содействие

Импортная политика

Принципы международных расчетов

Понятие международных расчетов

Механизм международных расчетов

Формы расчетов и средства платежа

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив в практике ВЭД в России

Инкассовая форма расчетов

Валютные рынки и состав их участников

Агенты-посредники и агентские соглашения на мировом рынке

Торговые посредники

Виды посредников

Вознаграждение посредников

Агентские соглашения

Заключение

Введение

Представительство России на мировом рынке как независимого го-сударства, ориентированного на рыночные отношения и стремящего-ся к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменило подход к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и процессам ее ре-гулирования. Усилия последних лет сводились к либерализации ВЭД при необходимости сохранения государственного влияния и попыткам формирования механизма регулирования с преимущест-венным использованием экономических инструментов.

Либерализация ВЭД в среднесрочной перспективе является одним из ключевых направлений экономической политики Рос-сии, способствующих преодолению кризисных явлений, улучше-нию положения в системе международного разделения труда, рас-ширению рынков сбыта российской продукции. В сложный для России период проведения экономических реформ ВЭД может обеспечить поддержание национальной экономики и стабилиза-цию промышленного экспорта за счет поставок продукции на внешние рынки, размер которых до середины 1998 г. достигал 20% от ВВП. Очевидно, что без динамичного изменения объемов, структуры и качественных характеристик российского экспорта дальнейшие усилия по преодолению экономического кризиса могут быть неоправданны.

В то же время в России до сих пор отсутствует четкая внешне-торговая политика с учетом национальных интересов и потенци-альных возможностей страны, опирающаяся на приоритеты в экс-портной стратегии и стабильные, стимулирующие экономико-пра-вовые условия для российских участников ВЭД, без которых работа на зарубежных рынках практически невозможна.

Одновременно с этим членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) позволит избежать дискриминационных дей-ствий в отношении доступа российской конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки, из-за чего прямые экспортные потери и упущенные выгоды для российских экспортеров достига-ют в последнее время 1--1,5 млрд долл. в год.

Однако для скорейшей реализации проекта вступления в ВТО России необходимо не только расширить рамки процессов либера-лизации ВЭД, но, кроме того, выполнить ряд обязательств по пра-вовой гармонизации для обеспечения ее совместимости с междуна-родным законодательством, адаптации к утвердившимся на мировых товарных и финансовых рынках правилам рыночной эко-номики, отмены национальных мер регламентирования, которые противоречат общепринятым мировым стандартам, нормам и тор-говой стратегии, утвердившимся на протяжении полувека в прак-тике ГАТТ и теперь ВТО.

Характерно, что наиболее серьезным препятствием для совре-менной международной торговли служат расхождения в принципах функционирования национальных систем внешнеторгового регла-ментирования. Тем не менее для большинства стран внешняя тор-говля имеет решающее значение: за последнее десятилетие экспорт товаров и услуг возрос с 17% до 24% общих объемов производства. Этот рост был обеспечен в основном за счет либерализации между-народного рынка.

Данное обстоятельство усиливает необходимость углубления понимания теоретико-методологических и организационно-прак-тических вопросов, связанных с анализом мировой практики, де-лает их актуальными для продвижения России к равноправной ин-теграции в мировое хозяйство.

1. Содержание внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стра-тегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД осуществляется на уровне производст-венных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренни-ми, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с произ-водством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомствен-ной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспорт-ных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем ва-лютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД, как любой хозяйствующий субъект на россий-ском рынке, может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультива-лютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в не-скольких видах валют позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных финансовых расходов, которые сопровождают процесс обменных валютных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии), также относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах, что требует заключения соответствующего договора между банком и предприятием. По вкладам на депозитных счетах начисляются про-центы в счет увеличения размеров валютных средств, а кроме того, имеются преимущества на пользование банковским кредитом и ин-новационным финансированием. Размер комиссии (начисления процента) принимается либо на основе договора между уполномо-ченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответ-ствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств, на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета потенциальным участни-ком ВЭД ему открываются сразу два вида счета: транзитный и те-кущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, посту-пающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутрен-нем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валют-ный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на те-кущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валю-та, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертво-вания и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничений могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка наличной валюты, ранее полученной ими в соответствующем уполномоченном банке для оплаты наличной валютой расходов, связанных с выездом и пребы-ванием за границей командированных работников, и другие со-ставляющие в рамках, допустимых Центральным банком России.

Что касается транзитного счета, то на имеющиеся на нем валют-ные средства проценты не начисляются. На валютные средства, хра-нящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачи-вают проценты только по тем валютам, по которым они имеют до-ходы от их размещения на международном валютном рынке.

Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предпри-ятии не только в части экспортных поставок, но и импортных заку-пок для развития экспортного и импортозамещающего производ-ства, технической реконструкции.

Виды ВЭД

Экспортная стратегия предприятия, как и формы его присутст-вия на внешнем рынке, реализуется через виды ВЭД. Различают следующие виды ВЭД:

внешнеторговая деятельность;

производственная кооперация;

международное инвестиционное сотрудничество;

валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).

Внешнеторговая деятельность -- это предпринимательство в об-ласти международного обмена товарами, работами, услугами, ин-формацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на ос-нове объединения усилий финансового и материально-техничес-кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире-ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати-ческое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совмест-ного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последую-щим распределением программ выпуска продукции и ее реализа-ции, а также в форме образования и функционирования концес-сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не-правительственных организаций и т.п.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между ино-странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основ-ным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внеш-них рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес-тиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров в рамках производствен-ной кооперации достигается путем:

* взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

* прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и ма-териалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

* организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд-ничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением плате-жа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания кур-совых потерь.

Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внут-ренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

Наряду с рассмотренными понятиями в мировой практике ут-вердился термин «предпринимательская деятельность», удовлетво-ряющий критериям реализации и рациональности, который имеет более универсальную категорию -- «деловые отношения», озна-чающий любую деятельность в сфере частного права, осуществляе-мую фирмами и направленную на извлечение прибыли (в праве ряда западноевропейских стран -- Бельгии, Германии, Франции, Испании -- употребляется термин «коммерческая деятельность»). Договоры, оформляющие деятельность такого рода, именуются предпринимательскими договорами, концепции которых были сфор-мулированы Институтом права и международной предпринима-тельской практики, созданным Международной торговой палатой в 1979 г.

Элементы ВЭД

Внешнеторговая деятельность сопровождается значительным числом сопутствующих операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставле-нию различного рода внешнеторговых услуг (транспортных, экспе-диторских, страховых, банковских); по осуществлению платежно-расчетных операций; по прохождению таможенных процедур, а также изучением коммерческой информации о конъюнктуре внешних товарных и валютно-финансовых рынков.

В состав первой группы внешнеэкономических функций входят выбор экспортной стратегии предприятия, установление связей с внутренними партнерами, обеспечение производства экспортной продукции. Это достигается в процессе комплексного изучения внешних рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих и долгосрочных программ своей деятельности.

Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные составные в источниках их пополнения, внешние ус-ловия деятельности предприятий экспортеров, намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних ус-ловий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры рынков сбыта, а также смежных рынков материалов, комплектующих изделий, транспортных, страховых, финансовых и подобных услуг.

Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ас-сортиментная структура в соответствии с кодом товарной номен-клатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности това-ра, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в за-висимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.

Наиболее значительными моментами в этом процессе являются формирование требований к экспортному товару, выбор парамет-ров товара, расчет единичных и групповых показателей цены пред-ложения, технико-экономических нормативов и требований.

Проведение подобного анализа и расчетов позволяет вырабо-тать решения по обеспечению конкурентоспособности товара и произвести оценку затрат. Базой для анализа служит работа по сбору информации о зарубежных товарных рынках, потенциаль-ных покупателях и конкурентах.

Базовой основой ВЭД предприятий, объединений и организа-ций является производство экспортной продукции. Дальнейшее продвижение экспортной продукции на внешний рынок обеспечи-вается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.

Вторая группа внешнеэкономических функций предприятия-экспортера -- организационно-экономические -- нацелена на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществля-ется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, суще-ствующих возможных видов ВЭД, организационных форм между-народной торговли в зависимости от специфического характера то-варов и утвердившихся традиций в мировой практике.

Технологический процесс выхода на внешний рынок, входящий в состав организационно-экономических функций, -- это вся совокупность действий, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продук-ции иностранному партнеру, но в рамках установленной государ-ством регламентации.

Он включает определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:

* ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;

* открытие валютного счета в уполномоченном банке;

* изучение системы федеральных органов и организаций, зани-мающихся рассмотрением и оформлением документов, необ-ходимых для прохождения процедур нетарифных ограниче-ний вывоза и ввоза продукции;

* маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и под-готовку конкурентного листа;

* расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого ин-формации;

* поиск иностранного партнера и проведение переговоров;

* подготовку проекта контракта и согласование его коммерчес-ких и валютно-финансовых условий.

Планирование внешнеторговой операции также базируется на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучения цен, сторон деятельности своего будущего партнера, оценки его финан-совой платежеспособности и репутации на рынке. Кроме того, дан-ный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающих-ся подготовкой и оформлением стандартных проформ и докумен-тов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.

Третья группа функций в составе ВЭД -- это оперативно-ком-мерческие функции предприятия: подготовка, а затем исполнение внешнеторговой сделки и всех сопутствующих ей процессов.

2. Международная практика государственного регулирования.

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство адми-нистративных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно эко-номического характера.

Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:

Кmax + Mmin = Эopt

где Кmax -- максимальный уровень конкуренции на рынке;

Mmin -- минимальная степень влияния на состояние активности рынка;

Эopt -- оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в мо-дели современного механизма рынка. Основной предпосылкой ста-новления этого процесса послужила высокая степень зрелости ин-дустриальной рыночной системы в странах Запада и необходи-мость ее регламентации с целью устранения монополизма, по-скольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консерва-тивную, антисоциальную направленность, исключающую конку-ренцию.

Главной причиной развития средств производства (автомати-зация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации ра-бочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и инсти-тутами.

Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых то-варопроизводителей, изменившая многие процессы -- развитие организационных форм собственности и производственной систе-мы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обес-печение собственных интересов. Здесь и проявилась необходи-мость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и оп-ределенного единообразия действий на рынке.

Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо-собность национального капитала на мировом рынке обеспечива-лась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой по-литики. Также отмечается эпизодический характер государствен-ного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии меха-низма государственного регулирования в западных странах обозна-чился после Второй мировой войны.

Способы государственного регулирования

Современной практике известно множество способов государст-венного регулирования -- долгосрочноепрогнозирование и средне-срочное индикативное планирование, краткосрочное оператив-ное, которые обеспечиваются с помощью экономических инстру-ментов, мер кредитного и фискального характера, административ-ных и организационно-правовых форм, демонополизации рыноч-ной конкуренции.

Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели фор-мирования стратегии и приоритетов в развитии национальных от-раслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной про-дукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономи-ческого роста; структурной перестройки и модернизации нацио-нального хозяйства; решения социальных проблем.

Использование методов долгосрочного регулирования харак-терно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позво-ляет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли состав-ляет: США -- 14,5%, Германии -- 11%, Японии -- 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно раз-витых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на миро-вом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у ос-новных стран-продуцентов превышает 40% (США) -- 65% (Япо-ния).

Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно проследить на примерах отдельных госу-дарств.

Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования про-слеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосроч-ное прогнозирование экономики, изменение целей которого отра-жало общие направления перемен в экономической стратегии го-сударства.

Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных на-правлений развития -- определении базового экономического сек-тора, технологии производства и рынков сбыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.