реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспор-тные практически отсутствуют или носят фискальный харак-тер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних евро-пейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как пра-вило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43]

2. Применяется скользящая шкала таможенного тарифа, т.е. чем выше уровень обработки товара, тем выше пошлина, тем самым поддерживаются национальные перерабатываю-щие отрасли (табл. 1.2)

Таблица 1.2

Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости*

Страна

Сырье

Полуфабрикаты

Готовые изделия

США

1,8

6,1

7,0

--

Австрия

0,8

4,7

16

Швейцария

0,2

1,2

3,1

ЕС

1,6

6,2

7,0

Япония

1,4

6,3

6,4

*) [29;c.357]

3. В международной практике к таможенно-тарифным ин-струментам государственной внешнеторговой политики, поми-мо таможенных пошлин, относят также налог на добав-ленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на террито-рию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части - эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов.

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечес-твенных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теря-ют больше от введения импортных тарифов, чем получает госу-дарство и национальные производители вместе взятые. Чис-тые потери нации составляют производственный эффект -- затраты ресурсов на производство худших отечественных това-ров и потребительский эффект -- потеря полезности, кото-рую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыноч-ным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать мо-лодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять до-ходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети нынешнего столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опира-лись на экономические инструменты регулирования: денеж-но-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказа-лись недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвраще-ния вывоза из страны стратегических материалов, регулирова-ния дефицита платежного баланса и т. д.

Использовавшиеся до этого инструменты были по своей природе (характеру) экономическими, они не ограничивали самостоятельности субъек-тов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не уста-навливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; остав-ляли возможности для преодоления таможенных барьеров вы-сококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей оставался выбор.

Таким образом, в начале 30-х годов появились количес-твенные ограничения экспорта-импорта -- прямая адми-нистративная форма государственного регулирования внеш-неторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифно-го внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20--30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год-- 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369]

Относительная популярность количественных ограниче-ний обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не по-падают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторго-вой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи ли-цензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на надна-циональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставлен-ных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование -- это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая -- как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия -- не содержит географи-ческих ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия -- это разрешение, получае-мое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную ли-цензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, кон-тролирующий внешнеторговые операции, что позволяет госу-дарству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) -- официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.

Существуют различные формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 меся-ца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывает-ся, может указываться список стран, на которые распростра-няется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не рас-пространяется на все страны;

2) индивидуальные контингента -- самый распространен-ный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения -- сильный инструмент ре-гулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнетор-говых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской ку-рятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильс-ким производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" огра-ничение экспорта -- это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в им-портирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстиль-ных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограниче-нии экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товароо-борот или просто регулируют правила изготовления, упа-ковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздей-ствие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все боль-шее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контроль-но-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной стоимости -- возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органа-ми таможенной стоимости, указанной в сопроводительных до-кументах;

3) запутанная система заполнения таможенных докумен-тов, требующая больших сил, времени и специальной подго-товки;

4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является ин-струментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препят-ствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой продукции: по тех-нике безопасности, техническим и технологическим стандар-там закрывают путь на внутренний рынок иностранной техни-ке из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к националь-ным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризна-ние иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной ме-ры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский эк-спорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17]

5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в раз-мере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207]

6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является моби-лизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, ши-роко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его кон-курентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осу-ществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора -- самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредито-вания экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предос-тавление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерчес-ких сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных про-изводителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми ме-тодами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необхо-димым стимулировать экспорт нацио-нальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия -- денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и кос-венную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят-ся на:

прямые -- непосредственные вы-платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни-цы его издержек и полученного им до-хода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран -- суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще-ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт-неров, которые могут использовать от-ветные меры:

косвенные -- скрытое дотирова-ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло-вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирую-щих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави-тельством, а не вычитается из их при-были.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан-сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им-порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва-лютные курсы резко упали, сделав им-порт многих товаров, которые необхо-димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос-кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан-сировать часть импорта за счет госу-дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Го-сударство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию -- 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное -- 22, детское питание -- 5%. Импортные субсидии со-ставляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень-шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффи-циентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валют-ных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валют-ный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси-дии экспортерам.

Экспортная субсидия -- финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю-щий бюджетные выплаты националь-ным экспортерам, что позволяет прода-вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен-нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

"Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани-ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им-портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной» улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относи-тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия тор-говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздейст-вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую-щей.

Таблица 1.3.

Импортный тариф и экспортная субсидия

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт-ных товаров на мировом рын-ке

сокращается

увеличивается

Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС

увеличивается

сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

Внутренний спрос на экс-портные товары

остается прежним

снижается

Внутренний спрос на импортные товары

снижается

остается прежним

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законода-тельного одобрения. Аргументы, кото-рые высказываются обычно для оправда-ния экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приоб-ретают внутренние и экспортные суб-сидии, точно определить их размер не-просто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран вы-давали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе -- 56, в Японии -- 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяй-ственным продуктам (яйца, молоко, пти-ца, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 -- в Европейском союзе и 64% -- в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пош-лины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты инос-транным государствам, связанным обя-зательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Экспортные кредиты

Нередко скрытое субсидирование эк-спорта осуществляется через экспорт-ное кредитование.

Экспортное кредитование (ex-port credit) -- метод финансовой не-тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти-мулирование государством развития эк-спорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

* субсидированных кредитов наци-ональным экспортерам -- кредитов, выдаваемых государственными банка-ми под ставку процента ниже рыноч-ной;

* государственных кредитов инос-транным импортерам при обязатель-ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

* страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспо-собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю-щие импортеру выполнить свои обяза-тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

* краткосрочными -- на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

* среднесрочными -- на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова-ния экспорта машин и оборудования;

* долгосрочными -- на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 году порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных кредитов.

Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное кредитование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льготных кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам пси условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация «Боинг» обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.

В 1993 году Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим получателем экспортных кредитов в мире -- около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров

Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре-ния конкурентной борьбы может при-нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне-ние их с рынка.

Демпинг-- метод фи-нансовой нетарифной торговой полити-ки, заключающийся в продвижении то-вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор-мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре-мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го-сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо-жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг -- эпизодическая продажа из-лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо-дит тогда, когда внутренние объемы про-изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма -- либо вообще не ис-пользовать часть производственных воз-можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш-ний рынок.

Преднамеренный демпинг-- временное умышлен-ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос-ледующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

* Постоянный демпинг -- постоянный экспорт това-ров по цене ниже справедливой.

* Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча-ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур-сов валют.

* Взаимный демпинг -- встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани-женным ценам. Встречается также ред-ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това-ра в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международ-ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за-конами многих стран, которые позво-ляют применять антидемпинговые пош-лины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается прода-жа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», нанося-щая ущерб национальной промышлен-ности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедли-вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола-гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен-ного предшествующего периода в стра-не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер-жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од-носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина -- временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын-ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос-ледствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой полити-ки развитых стран. Например, с начала 80-х годов каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвига-ют более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногерманских галь-ванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они про-давались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западногерманские производители получали в качестве дотации от правительст-ва. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпинговые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего германское правительство решило «добровольно» огра-ничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.

В практике стран с переходной экономикой обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неод-нократно в начале 90-х годов обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышлен-ности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутрен-них и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вы-нуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

B числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструмен-ты, которые в подробностях изучают-ся международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово-ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя и подлежат ратификации законода-тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

В практике регулирования междуна-родной торговли наиболее часто ис-пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят-ствования -- РНБ - условие, закреплен-ное в международных торговых со-глашениях, предусматривающее пре-доставление договаривающимися сторо-нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу-дет пользоваться любое третье государ-ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не-дискриминационного режима в между-народной торговле.

Национальный режим - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес-ким лицам режим не менее благоприят-ный, чем режим для своих юридичес-ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами--членами интеграционных группировок и приме-нительно к вывозу капитала.

В практике международных экономи-ческих организации системы ООН иногда используется понятие справед-ливого и недискриминационного режи-ма, который не имеет четкого опреде-ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра-ведливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов Россия подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами. 126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия -- Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом и экономическом со трудничестве с Европейским союзом и т.д. Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

* Изъятия для соседних стран целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятие, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом;

* Изъятия и преимущества, выдающиеся из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов-ли. Страны, предоставившие опреде-ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци-па РНБ, искажающее влияние соглаше-ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе-ренций (ОСП) -- действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос-тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены torn значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии

Как было отмечено выше внешнеторговая стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла-тежных расчетов с другими государ-ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор-говли, в результате которой формиру-ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли-тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо-лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу-юся к равновесию (постоянно наруша-ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно-му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите-лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч-шать потребительские свойства продук-ции Причины изменения внешнетор-говых позиций международные экспер-ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе-хи одних стран в этом направлении не-гативно влияют на внешнеторговую де-ятельность других стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.