![]() |
|
|
Тихоокеанское сообществоТихоокеанское сообществоСанкт-Петербургские институт Экономический факультет Реферат По предмету «Мировая экономика»Тихоокеанское сообщество Выполнила: студентка группы Проверил: Санкт-Петербург2003 г.Содержание:ВведениеИстория возникновения АТЭССостав и значение АТЭСРазвитие АТЭССтруктура АТЭСЗаключениеСписок используемой литературыВведение В настоящее время все большее значение в мировой политике и экономике приобретают международные интеграции. В их число входят Северо-Американская международная интеграция, Европейский союз (созданный на базе Европейского экономического сообщества), а также большую важность приобретает Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать. Прежде всего по своему вкладу в мировую экономику. И не только по тому, что здесь располагаются США и Япония - две экономические сверхдержавы. Еще в 70-е гг. на международном рынке во весь голос заявили о себе четыре "дракона" - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея. В 80-е гг. к ним присоединились новые "тигры" - Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Сегодня им на пятки наступает бурно развивающийся Китай, а затем, возможно, присоединится и Вьетнам. Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира. Это объясняется тем, что Азиатско-тихоокеанский регион имеет огромный экономический потенциал. Специалисты полагают, что даже при ожидаемом общемировом снижении темпов роста экономики за АТР сохранится лидерство в динамике развития. История возникновения Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая. Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца -- вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council). Однако ни одна из этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения -- форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation -- APEC; соответствующая русская аббревиатура -- АТЭС). Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС. Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях - наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70 - летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая.
Состав и значение Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества Эмблема АТЭСОрганизация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы -- проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне. При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии -- Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг), КНР и о. Тайвань, в 1993 г. -- Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. -- Чили, в 1998 г. -- Вьетнам, Россия и Перу. Страны АТЭС - это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды. Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене. Страны -- участницы международного форума
|
Страна |
ВВП, млрд долл. |
Темпы прироста ВВП, % |
ВВП на душу населения, тыс. долл. |
Экспорт, млн долл. |
Импорт, млн долл. |
Численность населения (на середину 2001 г.), млн чел. |
Темпы прироста населения (2001 г.), % |
Число пользователей Интернета3, млн чел. |
|
Австралия |
446 |
4,7 |
23,2 |
63869 |
71531 |
19,4 |
0,99 |
7,77 |
|
Бруней |
6 |
3,0 |
17,6 |
3500 |
1600 |
0,3 |
2,11 |
0,03 |
|
Вьетнам |
154 |
5,5 |
2,0 |
14450 |
15635 |
79,9 |
1,45 |
0,12 |
|
Индонезия |
654 |
4,8 |
2,9 |
62124 |
33515 |
228,4 |
1,60 |
0,40 |
|
Канада |
775 |
4,3 |
24,8 |
276635 |
244786 |
31,6 |
0,99 |
13,28 |
|
Китай |
4500 |
8,0 |
3,6 |
249297 |
225097 |
1273,1 |
0,88 |
22 |
|
Южная Корея |
765 |
9,0 |
16,1 |
172268 |
160481 |
47,9 |
0,89 |
15,3 |
|
Малайзия |
224 |
8,6 |
10,3 |
98237 |
82210 |
22,2 |
1,96 |
1,5 |
|
Мексика |
915 |
7,1 |
9,1 |
166424 |
182635 |
101,9 |
1,50 |
2,5 |
|
Новая Зеландия |
68 |
3,6 |
17,7 |
13267 |
13906 |
3,9 |
1,14 |
1,34 |
|
Папуа-Новая Гвинея |
12 |
2,9 |
2,5 |
1980 |
1120 |
5,0 |
2,43 |
0,002 |
|
Перу |
123 |
3,6 |
4,6 |
7002 |
8797 |
27,5 |
1,70 |
0,40 |
|
Россия |
1120 |
6,3 |
7,7 |
105200 |
45500 |
145,5 |
-0,35 |
9,2 |
|
Сингапур |
110 |
10,1 |
26,5 |
137875 |
134545 |
4,3 |
3,50 |
1,74 |
|
США |
9963 |
5,0 |
36,2 |
781125 |
1257636 |
278,1 |
0,90 |
148 |
|
Сянган (Гонконг), район Китая |
181 |
10,0 |
25,4 |
202440 |
214200 |
7,2 |
1,30 |
1,85 |
|
Таиланд |
413 |
4,2 |
6,7 |
69057 |
61924 |
61,8 |
0,91 |
1 |
|
о. Тайвань |
386 |
6,3 |
17,4 |
148320 |
140010 |
22,4 |
0,80 |
6,4 |
|
Филиппины |
310 |
3,6 |
3,8 |
39783 |
33808 |
82,8 |
2,03 |
0,50 |
|
Чили |
153 |
5,5 |
10,1 |
18158 |
18070 |
15,3 |
1,13 |
0,63 |
|
Япония |
3150 |
1,3 |
24,9 |
479249 |
379511 |
126,8 |
0,17 |
27,06 |
|
Всего по странам АТЭС |
24428 |
5,6 |
14,0 |
3110260 |
3326517 |
2585,3 |
1,33 |
261,0 |
|
Всего по миру |
43600 |
4,8 |
7,2 |
6364000 |
6669000 |
6157,4 |
1,25 |
407,1 |
|
Страны АТЭС в % от общемировых показателей |
56,02 |
… |
… |
48,87 |
49,88 |
41,99 |
… |
64,12 |
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.
За 1990--2000 гг. доля экспорта стран -- членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта -- с 65,4 до 68,1%.
Развитие Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся -- к 2020 г.
Цели Богорской декларации: снятие таможенных барьеров -- действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации -- это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество -- ключевое слово во всех официальных документах организации.
Но пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.
На последовавших затем саммитах (в Осаке в 1995 г., в Маниле в 1996 г. и. т.д.) проводилась активная работа, направленная на то, чтобы обязательства лидеров АТЭС могли быть трансформированы в реальные результаты. Правительствами стран АТЭС в рамках Осакской Программы Действий осуществлялись реформы, которые были призваны ликвидировать препятствия в развитии международных деловых связей.
Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам -- членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Министры подтвердили центральную роль Индивидуальных Планов Действий (ИПД) в достижении цели форума. Подготовка ИПД носит добровольный характер. Каждая страна самостоятельно определяет для себя темпы и порядок проводимой либерализации с учётом состояния национальной экономики и внешней торговли.
Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.
Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона. Экономические лидеры разработали новые пути по защите, усилению и дальнейшему открытию рынков, а также достижения устойчивого
экономического роста в регионе АТР.
Вступив во второе десятилетие своего существования, АТЭС столкнулся с рядом новых проблем. В октябре 2001 года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).
Основным вызовом нового века для азиатско-тихоокеанского сообщества лидеры Шанхайского саммита в году признали проблемы, связанные с управлением "глубочайшими изменениями, вызванными глобализацией и "новой экономикой". Они отметили, что в мире происходит более серьёзное замедление экономического роста, чем это предполагалось ранее. Кроме того, террористические акты могут привести к "подрыву отдельных отраслей экономики, а также негативно повлиять на доверие потребителей и инвесторов".
Лидерами АТЭС было принято так называемое "Шанхайское соглашение" о подведении в 2005 г. промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом.
На последнем 10-ом саммите, который состоялся в 2002 году в Лос Кабосе, тема противодействия терроризму оставалась одной из главных - из трёх принятых документов два были посвящены борьбе с терроризмом. По заявлению президента Мексики Висенте Фокса терроризм представляет собой прямой вызов идее Азиатско-Тихоокеанской организации сотрудничества.
Лидеры стран АТЭС признали, что "глобализация является движущей силой экономического прогресса, и согласились с необходимостью экономического и технического сотрудничества в целях расширения возможностей людей, а также малых, средних и микропредприятий путем расширения их доступа к информации, наращиванию людского потенциала, финансовым ресурсам и здравоохранению".
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |