![]() |
|
|
Сепаратистко-сигхское движение в штате Пенджап в ИндииСепаратистко-сигхское движение в штате Пенджап в Индии1 3 СОДЕРЖАНИЕ
Введение В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент Республики Казахстан Нурсул-тан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий гра-ниц со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии со-циальной сферы оставались бы пустым звуком". Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с. С. 569-570. Показателем укрепления государственности и его международного авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахста-не открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан от-крыл свои дипломатические представительства, стал полноправным чле-ном ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участни-ком важнейших международных конвенций, договоров Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. - С. 5.. Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и внутренней политике. Установле-ние равноправных дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, ре-формы представляют огромный интерес для исследования. Методологическим ориентиром при написании курсовой работы по теме: «Сепаратистское сикхское движение в штате Пенджаб», стало обращение к трудам и идеям Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Глава нашего государства всегда подчёркивал, что внешняя политика нашего государства должна иметь многовекторный характер. Одно из направлений внешней политики Казахстана - развитие отношений со странами Азиатского региона, в частности с такими странами, как Индия и Пакистан. Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в жизнь - образование Евразийского Экономического Сообщества на основе Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля. Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент Н.А.Назарбаев выдвинул ряд конструктивных предложений: - ООН и национальные правительства должны четко определить свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией; - Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности; - ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом; - Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия. Приоритетными направлениями казахстанской внешней политики являются поддержание сотрудничества в рамках СНГ и ЦАЭС, развитие отношений со странами Европы в рамках ЕС, обеспечение необходимой динамики сотрудничества с США и другими странами Запада, углубление связей с КНР, Индией, Пакистаном, странами АТР, сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока. В целом условия для казахстанско-индийского сотрудни-чества во всех областях можно расценить как весьма благо-приятные. Существующая взаимная заинтересованность в его дальнейшем развитии, а также стремление Индии к боль-шей вовлеченности в дела Центрально-азиатского региона позволяют говорить об этой стране как об одном из основ-ных партнеров Казахстана в XXI веке. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - с.158. При написании курсовой работы были применены такие методы, как метод синтеза и анализа, сравнительный метод, хронологический и проблемно-методический методы. Данные методы позволили объективно и научно проанализировать развитие внешней политики Индии и современную внешнюю политику Казахстана. Предметом данного исследования является сикхское сепаратистское движение в индийском штате Пенджаб. Актуальность этой темы, обусловлена тем, что на данном этапе развития цивилизации, сепаратизм представляет большую угрозу существующему миропорядку. Так как сепаратизм - это обособление какой-либо группы “населения, главным образом на этнической и религиозной основе, выход этой группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, с последующим образованием нового государства” Горовиц Д., Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. М.,1993, стр.145. . Необходимо отметить, что последствиями сепаратизма являются три негативных явления. Во-первых, происходит дробление государств, что осложняет систему мироустройства. С 1945 г. по настоящее время число государств в мире увеличилось в 3,5 раза (с 51 до 189). Причем особенно интенсивно этот процесс происходил в 90-е гг. И причиной его стали внутренние конфликты, тогда как раньше новые государства появлялись в результате межгосударственных вооруженных конфликтов Компас. Вестник иностранной информации ИТАР_ТАСС, М. 2000г. №11 - С. 19. . Во-вторых, отношения между вновь образовавшимися и “старыми, материнскими” государствами становятся, как правило, очень напряженными, что обостряет общую обстановку в мире (вспомним Карабах, Приднестровье, Абхазию, Чечню, Таджикистан, Косово, Афганистан, Пенджаб и т.д.). И, в-третьих, сепаратизм сопровождается экстремизмом и терроризмом, кровопролитием, огромными жертвами, неисчислимыми экономическими потерями, массовыми перемещениями населения, ростом милитаризации. Если нынешний процесс дробления государств будет продолжаться, то по оценкам экспертов, в обозримом будущем в мире будет 400 государств Международная жизнь. М. 1999, №1, стр. 73. . А поскольку на земном шаре существует около 10 тыс. этнических групп, то можно представить опасность, которую таит в себе не сдерживаемый и не ограниченный ничем сепаратизм. Мировое сообщество в настоящее время уделяет этой проблеме огромное внимание. Сепаратизм представляет большую угрозу такому крупному современному государству как Индия (население свыше 1млрд. человек). Индия является одним из самых многонациональных государств в мире - там проживает около 700 этнических групп Идентичность и конфликт в постсоветских государствах., М., Московский центр Карнеги , 1997, стр.55. . Практически на всем протяжении существования Индии в ней происходили этнорелигиозные конфликты разной интенсивности и продолжительности. При этом Индийское государство довольно успешно противостоит сепаратизму. В основе этого лежат быстрый рост экономического потенциала страны, усиление интеграционных процессов, преодоление политической нестабильности. Немалую роль играет политика правительства по отношению к сепаратизму, умелое сочетание политических методов борьбы с силовыми. Важным событием на этом пути является принятие 16-ой поправки к Конституции в 1963 году, запретившей незаконные формы борьбы за независимость Плешова М.А. Конституция Индии: 74 поправки за 45 лет.//Ваш выбор, 1994, № 5-6, с.46-48, стр. 47. . Серьезным фактором политической жизни Индии является сепаратистское движение в штате Пенджаб, где воинственные сикхи довольно быстро прошли путь от мирных до экстремистско-террористских форм борьбы, от скромных претензий на расширение автономных прав до радикалистского требования создания самостоятельного государства “Халистан”. Степень разработанности темы. Проблема сепаратизма в иностранной научной литературе изучена достаточно хорошо, а именно, можно назвать следующих английских специалистов: A. Chad,G. Robbin, K. Jones, J. Gordon Gordon J.H. The Sikh. Patiala. 1970. , а также индийских: B. Nayar, B. Singh, G. Singh, R. Kapur Kapur Anup Chand. The Punjab crisis. NY. Princeton. 1987. . Книга R. Jeffrey Jaffrey R. What`s happening to India? Punjab, ethnic conflict, Mrs Gandhi`s death &the test for federalism. London. Macmillan Press. 1986. интересна тем, что автор приводит для подкрепления своих выводов некоторые официальные документы Индийского правительства по сикхскому вопросу. В литературе же стран СНГ и Казахстана эта проблема в силу идеологических причин практически не рассматривалась (ярким примером тому может служить отсутствие определения термина “сепаратизм” в “Советском энциклопедическом словаре” 1973 года). Лишь в последние десятилетие отечественные исследователи стали уделять этому вопросу достаточное внимание; при этом большинство работ по сепаратизму в Индии освещают в основном конфликты в Кашмире и Северо-восточной Индии, проблема же сикхского сепаратизма изучена лишь в контексте общих сепаратистских движений. Источниковая база исследования представлена официальными документами Конституция Индии, М., Международные отношения, 1956. и материалами государственных органов Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года № 197 «О заключении Меморандума о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия» , выступлениями политических лидеров страны и штата, справочными изданиями и прессой. “White paper on the Punjab situation”. New Delhi. Gov. Of India. 1984. Представляют интерес работы В.Я. Белокреницкого, Б.И. Клюева, В.Н. Москаленко, А.Л. Сафроновой, Н.И. Семеновой. Белокреницкий В.Л. , Москаленко В.Н., Празаускас А.А., Южная Азия: конфликты и геополитика. М., ИВ РАН 1999. Клюев Б.И. Проблемы национальной дезинтеграции.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985.с.190-206. В связи с этим, при подготовке к работе, проанализированы научные труды отечественных и зарубежных авторов. Следует назвать таких специалистов как: К.З. Ашрафян Ашрафян К.З., Сикхские националистические течения в Пенджабе.//Народы Азии и Африки.- М., 1984.-№5.- с. 20-28., чья статья в журнале “Народы Азии и Африки” представляет большой интерес для изучения внутрипартийных конфликтов в “Акали дал”; книга , А. Г. Бельского и Д. Е. Фурмана “Сикхи и индусы. Религия, политика и терроризм” Бельский А.Г., Фурман Д.Е. , Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. М,: “Наука”,1992. содержит наиболее полный анализ событий в Пенджабе с 40-х гг. до начала 90-х, однако, увлекшись политическими перепетиями, авторы совсем проигнорировали социальный аспект. Статьи А. А. Празаускаса дают полную картину структуры индийского федерализма, однако, автор не дает анализа взаимоотношений центральной индийской и местной сикхской власти, хотя во вступлении об этом анонсирует Празаускас А.А. Федерализм и этнонациональные проблемы Индии.// Индия-1980, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы.1982,с.163-176. Празаускас А.А. Борьба за укрепление единства Индии против сепаратистских тенденций.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985, с.206-220. Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. “Наука” . Главная редакция восточной литературы.1990. . В написании данной работы, мы использовали также такие общенаучные и историко-философские методы, такие как: Во-первых, хронологический метод (т.е. описание событий во временной последовательности), Во-вторых, историко-генетический (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями), В-третьих, историко-типологический метод (анализ причин возникновения и общих закономерностей проявления сепаратистских тенденций). Научная новизна темы, определяется самой постановкой данной проблемы, в связи с усилением в различных частях планеты сепаратистских устремлений. Это очень важно, для нашей независимой Республики, которая вступает в мировое сообщество, в тот период, когда разрешение проблем сепаратизма ещё полностью не раскрыто. Цели и задачи исследования: изучить истоки и причины возникновения сепаратизма в Пенджабе. В соответствии с этой целью, были сформулированы следующие задачи: Во-первых, проследить эволюцию сепаратизма в Пенджабе; постараться определить факторы, влияющие на проявление сепаратистских тенденций. Во-вторых, проанализировать эффективность предпринимаемых мирных политических и силовых мер для подавления сикхского сепаратизма. В-третьих, оценить современное состояние проблемы. В-четвёртых, выявить тенденции дальнейшего развития и перспективы сикхского сепаратистского движения. Практическая значимость работы видится в том, что на основании выявленных тенденции, применить способы разрешения проблем сепаратизма в политической жизни страны и для упрочения национального единства Республики Казахстан. Исходя из вышеизложенного, структура работы состоит из введения трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.1.1. Сикхизм - движение религиозного протеста.Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539). Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сам он жил по определенным правилам, которые он выработал, изучая индуизм и ислам. Поэтому можно предположить, что сикхизм вобрал в себя как индуистские, так и мусульманские традиции. Нанак отрицал деление людей на касты. Он считал, что жить нужно лишь своим собственным трудом, признавал лишь одного бога, но осуждал какое-либо поклонение его материальному воплощению, например, идолам (в сикхизме понятию “Бог” соответствует эпитет “бестелесный”). Впрочем, в сикхизме сохранились и черты, присущие именно индуизму: понятие перевоплощения душ. Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, т.е. учениками. Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е. принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие ремесленники и земледельцы. Своими духовными предводителями после смерти Нанака они выбирали самых достойных, в историю они вошли под названием Гуру, т.е. учитель. С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них, Гуру Ангаде (1539-1552) , был введен шрифт гурмукхи (буквально: “из уст Гуру”), предназначенный для записи сикхского священного писания. Четвертый Гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”. Эта книга считается символичным представителем всех Гуру, сосредоточением их учения и всей божественной мудрости. В “Ади Грантх” содержатся сочинения сикхских Гуру, а также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Чтение “Ади Грантх” является главным содержательным элементом сикхского ритуала. Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “5к” (длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет, кожаные штаны особого кроя). 1.2. Политический аспект движения сикхов в колониальной ИндииВ конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после объявления независимости Индии остались в составе этого государства. В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии сикхи играют заметную роль. Сикхское сепаратистское движение возникло в середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого государства Сикхистан. Несмотря на то, что сама партия была создана еще в декабре 1920 г., за эти 24 года ни разу не прозвучало ни одного предложения о независимости Пенджаба. К такому выводу можно прийти, изучив предвыборные программы лидеров “Акали дал” с 1920 по 1939гг.. В те годы партия занималась претворением в жизнь заявленных при создании целей: “координацией действий отрядов сикхского населения, которые вели борьбу за изъятие контроля над гурдварами из рук махантов” Бельский А.Г., Фурман Д.Е. , Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. М,: “Наука”,1992, с. 48. . Почему же требования о независимости появились именно в 1944 году? Для этого я нахожу по крайней мере два объяснения: - во-первых, в 40-е гг. уже стало ясно, что колониальной власти Британии скоро придет конец и Индия обретет независимость. Но ведь сикхи и до прихода английских колонизаторов имели свое независимое государство, т.е. существовал исторический прецедент “существования собственной государственности”. - во-вторых, Мусульманская Лига (партия, представлявшая интересы мусульман в Индии) уже выдвинула требование об отделении от Индии территорий, где мусульмане составляли большинство с целью создания независимого государства, ядром которого будет штат Пенджаб. Для сикхов в таком случае возникали следующие перспективы: или они будут жить в неразделенном Пенджабе, ставшем частью нового мусульманского государства, или Пенджаб будет разделен, и в таком случае в Пакистане останется значительная часть сикхов, или они останутся с Индией. Ни одна из этих альтернатив сикхов не устраивала. В 1946 году “Акали дал” приняла резолюцию, в которой сказано: “Поскольку единство сикхов находится под угрозой из-за постоянных требований мусульман создания Пакистана, с одной стороны, и опасности абсорбции индуистами - с другой, “Акали дал” требует ради сохранения и защиты единства религиозных, культурных и экономических прав сикхской нации создать сикхское государство” Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - С.80.. По сути, утверждается, что сикхи не смогут ужиться с мусульманами или индусами. В августе 1947 года была открыта новая страница в истории Южной Азии - Индия и Пакистан были объявлены независимыми государствами. Пятнадцатого августа было объявлено судьбоносное для сикхов решение: границу между Индией и Пакистаном провели так что, вся северо-западная часть Пенджаба была отделена от Индии. 60% процентов населения этой части составляли мусульмане, 26% - индусы, 13% - сикхи, однако именно в результате такого решения разразилась кровавая бойня между сикхами и мусульманами, итогом которой стало примерно 1 млн. погибших и 8 млн. (!) беженцев. В новом государстве - Индии - индусы и сикхи остались один на один (ранее в их взаимоотношения вмешивались английские власти, которые относились к сикхам очень благожелательно). Теперь в Пенджабе проживало 20 млн. индусов, 16 млн. сикхов и лишь 600 тыс. мусульман. Сикхи отнюдь не составляли в Пенджабе большинства населения, но все административные и военные государственные посты были в их руках. The Washington Post за 3.12.1947 . . Поначалу сикхи не спешили вновь выдвигать какие-либо сепаратистские требования. Только в конце 1948 года лидер “Акали дал” заявляет: “Мы хотим иметь провинцию, где бы мы могли сберечь нашу культуру и традиции”. Со временем требования стали расти, чему способствовал комплекс внутренних и внешних факторов: Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровень жизни в этом штате был выше, чем в целом по стране. Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами и сикхами. Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-языковой, социально-экономической и политической сферах жизни. Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США). Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощь сикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество сикхских эмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании) Честолюбивые замыслы амбициозных деятелей, которые стремились увлечь массы обещаниями “райской” жизни. Сикхский сепаратизм развивался на фоне общего подъема сепаратистских сил в Индии и был основным его проявлением. В 1948 году появляется идея создания пенджабиязычного штата. Члены законодательного собрания Пенджаба предоставили в Учредительное собрание Индии, которое занималось разработкой Конституции страны, специальный меморандум с требованием создания штата с сикхским большинством. Требование было отвергнуто. Здесь стоит разобраться с тем, почему индийские власти решили именно так. Во-первых, в то время в Пенджабе проживало 62% индусов и 35% сикхов, однако мест компактного проживания ни тех, ни других не было. Следовательно, если бы требование было удовлетворено, пришлось бы переселять огромные массы людей. Во-вторых, власти опасались, что создание штата с сикхским большинством спровоцирует появление новых сепаратистских идей о полном отделении штата, как оно впоследствии и произошло. В 1953 году “Акали дал” направляет повторное требование о создании Пенджаби суба, т.е. пенджабиязычного штата, но уже в Комиссию по реорганизации штатов. Следует иметь ввиду, что отмеченное выше соотношение религиозных общин в штате не совпадало с величинами языковых групп населения. Дело в том, что на пенджаби говорили не только сикхи, но и многие индусы, поэтому в процентном соотношении в штате пенджабиязычное населения составляло 51%, а хиндиязычного - 49%. Индусское население штата выступило против создания Пенджаби суба, т.к. фактически это означало бы дискриминацию индусов (этого мнения придерживались те индусы, которые составляли торгово-промышленную элиту штата, т.к. их интересы сталкивались с интересами сикхов-джатов, традиционно занимающихся сельским хозяйством). Так или иначе, но теперь к религиозным противоречиям добавляются еще экономические и культурно-языковые. Для лидеров сикхского сепаратистского движения создание Пенджаби суба было не самоцелью. Они надеялись на большее - на независимость от Индии. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |