реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами

Импорт в Японии всегда был предметом пристального внимания правительственных органов и объектом довольно жесткого государственного регулирования. Сохранение импортного контроля во многом объяснялось не только практически полной зависимостью экономики страны от ввоза сырья и материалов, но и стремлением направлять структурные преобразования в промышленности в нужное русло. Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день. Естественно, что традиционные способы защиты внутреннего рынка (таможенные пошлины, количественные ограничения и квоты) в этих условиях отходят на второй план, а на авансцену выходят другие инструменты международной конкуренции - нетарифные барьеры.

Расследования иностранного демпинга на японском рынке достаточно редки. Но, тем не менее, имела место «текстильная война» с США с 1956 г., когда японские экспортеры выбросили на американский рынок партию женских блузок по доллару за штуку. Это привело к тому, что ежегодно Япония принимала «добровольные ограничения» текстильного экспорта.

«Войны» по поводу шерстяных и синтетических тканей и готовой продукции продолжались и в начале 70-х годов. Затем их сменили конфликты с США и ЕС по поводу стальных труб, цветных телевизоров, автомобилей, видеомагнитофонов. В начале 2001 г. правительство под давлением фермерского лобби в соответствии с правилами ВТО решило ввести временно, сроком на 200 дней защитные пошлины в 106-266% на импортируемые из Китая грибы, лук-батун и тростник (обычно пошлины на эти товары - от 3 до 6%). В ответ китайское правительство сократило наполовину квоту импорта легковых автомобилей из Японии и установило на них 100%-ную пошлину. Почти 2/3 импорта легковых автомобилей в Китай идет из Японии и облагается по ставке 70-80%. Ставки были подняты также на импорт грузовиков, автобусов, кондиционеров и сотовых телефонов22 МЭМО, 2002, № 8..

В 1998 г. был пересмотрен закон 1980 г. о валютных и внешнеторговых операциях. Отменен институт уполномоченных банков (валютными операциями может заниматься любое физическое или юридическое лицо), и всем резидентам разрешается держать счета в любой валюте в иностранных банках. На практике же иностранные инвестиции не допускаются в атомную энергетику и разработку ядерных технологий, аэрокосмическую и военную промышленность, сельское, рыбное и лесное хозяйство, в горнодобывающую и кожевенную промышленность, переработку нефти. Кодекс либерализации капитала, принятый в 1982 г. дает правительству право на такие ограничения.

Кроме того, имеются барьеры для доступа иностранных товаров и предпринимателей в формальных и неформальных институтах, снижающих уровень конкуренции. Из большого списка главными были выбраны: система сбыта (Закон о крупных предприятиях розничной торговли блокирует доступ на японский рынок); «кэйрэцу» - корпоративные группировки компаний на участии в акционерном капитале, которые были разновидностью холдинговых групп и которые не допускают иностранные предприятия к внутригрупповым сделкам; долгосрочные торговые связи между поставщиками и покупателями, мешающие проникновению на рынок иностранных компаний.

В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст.18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции33 Там же..

Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. В отличие от предыдущего Закона 1949 г. он носит несравненно более либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих (по крайней мере официально) принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения (экспортно-импортные операции, сделки с капиталом, торговля услугами и пр.) служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.

Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение. Оно выдается на основании представляемой экспортером декларации и документов, указывающих на выбранный способ платежа (в ряде вышеперечисленных случаев требуется экспортная лицензия).

В стране действует развитая система экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции.

Контроль качества экспортной продукции осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37)11 www.exportsupport.ru. В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс. производства экспортной продукции. Товары, прошедшие инспекцию качества, получают соответствующий сертификат, который представляется в таможенные органы вместе с экспортной декларацией.

Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных (разница достигает 4-х процентных пунктов). Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.

Япония присоединилась к ОСП в 1971 г. Развивающиеся страны являются важнейшими торговыми партнерами Японии, поэтому предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к сырьевым ресурсам этих стран. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной).

2.1. Последствия введения торговых барьеров

Как известно, торговые барьеры оказывают достаточное влияние на экономику стран. Так, если устранить все торговые барьеры в мире, то за 15 лет от бедности можно было бы избавить примерно 500 млн. человек. Развивающиеся страны получили бы примерно 200 млрд. долл. США годового дохода, причем, по крайней мере, половину этой суммы обеспечила бы отмена протекционизма против их экспорта в промышленно развитых странах.11 Финансы & развитие. Март, 2005.

Согласно последним статистическим данным Bureau of Labor Statistics и International Trade Commission за период январь-октябрь 2002 года объем импорта стали из Японии в США составил $884 миллиона. Этот импорт был обложен таможенными тарифами на общую сумму в $23,8 миллиона. Стоимость импорта текстиля в США из Шри-Ланки за это же время равнялась $168 миллионам, а вот поступления от его тарифного обложения ($25,4 млн.) даже превысили сборы за японскую сталь22 www.worldeconomy.ru.

Согласно ироничному заявлению аналитиков Progressive Policy Institute, в настоящее время правительство США получает больше денег за монгольские свитера, шри-ланкийское белье, вьетнамскую обувь и майки из Бангладеш, чем за китайскую, бразильскую и английскую сталь. Таким образом, хотя одежда и обувь составляют лишь одну пятнадцатую всего американского импорта, тарифы на них дают почти половину всех таможенных доходов. Что вполне предсказуемо, поскольку, к примеру, уровень пошлин на ввозимую в США обувь достигает сорока восьми процентов, а агрегированный уровень таможенных сборов находится на уровне вполне либеральных двух процентов. Эффект от подобной политики может быть только один - все больше людей в развивающемся мире считают экономическую политику Америки враждебной себе.

Внутри же страны подобная практика проводит к тому, что простые американцы вынуждены платить больше за необходимые им простые потребительские товары, оплачиваемые ими тарифные сборы представляют собой своего рода регрессивный налог на потребление. Ведь чем беднее семья, тем большую долю в ее бюджете занимают расходы на одежду, и тем больше относительная величина косвенно уплаченных ими таможенных платежей.

Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института Экономической Демократии, одной из причин начала Первой и Второй Мировых войн стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира. К примеру, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией (1914) тогдашними политиками обосновывалось необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии". Вступлению Японии во Вторую Мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами11 Trend Analytical Agency.. Любопытно, что после начала Японией военных действий, США, тогда еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию. Возможно, это решение США решающим образом повлияло на стратегический выбор "страны восходящего солнца": в 1941 году японцы решили атаковать США, а не СССР.

"Торговая война" с Ираком, которую провели страны мирового сообщества после его вторжения в Кувейт (иракскую нефть просто запретили покупать), серьезно ослабила экономику этой страны, но и, в свою очередь, повлияла на рост мировых цен на нефть.

 За последние несколько лет в мире произошли три крупномасштабные торговые войны - "говяжья война", "банановая война" и "стальная война".22 Там же.

По данным Министерства Сельского Хозяйства США, 90% американских производителей говядины используют гормоны, для того, чтобы животные быстрее набирали вес. В 1989 году США обязались экспортировать в Европу только говядину без гормонов. Европейское Сообщество начало боевые действия в мае 1999 года, обвинив американских производителей говядины в нарушении этого соглашения. Европейские специалисты посчитали, что потребление американской говядины может негативно сказаться на здоровье населения. В ответ США повысили пошлины на ряд европейских товаров и пригрозили на 100% поднять пошлины на продовольственные товары (в списке, в частности, фигурировали свинина и клубничный джем), поставляемые из ЕС в США. "Говяжья война" закончилась в августе 1999 года, когда после долгих переговоров при посредничестве Всемирной Торговой Организации европейцы признали, что качество американской говядины улучшилось. Ущерб, нанесенный этой войной производителям США, оценивается в 500 млн. долл., европейские компании понесли примерно такие же потери33 Там же..

В апреле 1999 года США одержали победу в "банановой войне" над Европейским Союзом. Впервые в своей истории ВТО встало на сторону одного члена против других и признало, что страны ЕС нарушили правила свободной торговли и поэтому санкции, наложенные на них США, обоснованы и справедливы. Однако после шестилетней банановой войны американская банановая компания Chiquita обанкротилась.

Суть конфликта состояла в следующем: европейские страны (особенно этим отличались Англия и Франция) при импорте бананов отдавали предпочтение фирмам-поставщикам из стран, ранее бывшими их колониями. Это помогало достигать политических целей: с помощью закупок бананов поддерживались те режимы, которые были лояльно настроенные к бывшим метрополиям. Зато убытки несли транснациональные торговые компании, большинство из которых базировались в США. В результате этого, американские компании потеряли примерно 190 млн. долл. США ввели санкции, которые обошлись европейцам в 500 млн. долл.. (особо пострадали германские производители кофе и французские производители портфелей и сумочек). "Банановая война" закончилась перемирием и каждый год возникает опасность возобновления боевых действий.

"Стальная война" началась после экономического кризиса 1998 года, от которого пострадали многие государства Азии. Эти страны девальвировали свои национальные валюты, и их товары оказались дешевле аналогичных американских. Особенно это ударило по американским производителям стали, которые столкнулись, в частности, с тем, что экспорт японский стали вырос в 1999 году на 400%. Также возросло присутствие на американском рынке европейской, латиноамериканской, российской и украинской стали. Многие эксперты отмечали, что истинной причиной неудач американских металлургов стала низкая эффективность их производств, уступавшая конкурентам в Азии и Европе. Американские производители стали, наоборот, уверены, что на их предприятиях достигнута наиболее высокая производительность труда в отрасли, а иностранные производители просто демпингуют, чтобы захватить рынок.

В любом случае, Администрация США начала квотирование стального импорта, в отношении ряда стран были начаты антидемпинговые расследования.

Сталелитейные компании пользуются особым вниманием правительств мира, поскольку ухудшение ситуации в этом секторе экономики неизбежно ведет к значительному росту безработицы. Доподлинно известно, что совокупные потери всех участников это войны составляют десятки миллиардов долларов - точных данных нет, различные источники приводят противоречивые цифры. В тоже время, решение Администрации США негативно скажется, на других отраслях американской экономики - неизбежно пострадают судоходные, транспортные предприятия и порты, которые специализировались на доставках в страну импортной стали.

По оценке проведенных исследований, действующие в США квоты и тарифы на импорт текстиля и одежды обходятся американским потребителям в 10 млрд. долл. ежегодно11 МЭМО,2002, № 8 ..

В 1980-х США для спасения своей легкой промышленности от разорения резко повысили ввозные пошлины на одежду и текстиль из Латинской Америки, Индии и Юго-Восточной Азии, что привело к росту цен на 60%. Тогда же, в целях спасения экономики от рецессии, были введены ограничения на поставку японских машин в США, что за четыре года привело к росту цен более чем на 40%22 Там же..

Торговые барьеры являются весьма дорогостоящим способом сохранения рабочих мест. В частности, по оценочным данным, издержки от торговых ограничений в США на каждое сохраненное рабочее место составляют 750 тыс дол. в производстве углеродистой стали, 550 тыс дол. в производстве метизов, 220 тыс дол. в молочной промышленности, 240 тыс дол. в производстве апельсинового сока, 200 тыс дол. в стекольной.

В целом исследования показывают, что выгоды от торговых ограничений с лихвой перекрываются их издержками, которые перекладываются на плечи потребителей. Одно из исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий, обнаружилось, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских мер составляют около 82 млрд долларов (исследование проводилось в США). Более того, чистые потери от торговых барьеров, как правило, превышают потери, определяемые статистическими исследованиями. Причины здесь две.

Во-первых, пошлины и квоты порождают множество дорогостоящих, с трудом поддающихся количественному учету побочных эффектов. Например, ограничения на импорт стали взвинтили цены на сталь для всех американских покупателей этой продукции, в частности для американских автомобилестроителей. Их издержки производства повысились, а продукция стала менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Во-вторых, предприниматели используют экономические ресурсы в огромных количествах для оказания воздействия на конгресс в целях проталкивания и сохранения протекционистских законов. В той мере, в какой эти усилия отвлекают ресурсы от задач, имеющих большую общественную значимость, общество взваливает на себя дополнительный груз издержек, связанных с торговыми ограничениями.

Кроме того, торговые барьеры способствуют сокращению мирового производства продукции, и сокращают объемы международной торговли. Авторитетные исследователи приходят к заключению, что выгоды, которые получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.

Но защищать национальное производство следует, поскольку необходимо сохранить или вновь создать основные структурообразующие предприятия и отрасли, без которых невозможно иметь эффективный хозяйственный механизм, также это способствует улучшению структуры экономики, сосредоточению экономических ресурсов на перспективных направлениях развития, удешевлению некоторых важных товаров, ответному открытию зарубежных рынков для отечественных товаров.

Глава 3

Внешнеторговая политика Кыргызской Республики на

современном этапе

3.1. Практика регулирования внешней торговли в Кыргызской

Республике

В республике государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской Республике, является либерализация внешней торговли. Сегодня КР имеет самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. Нет ограничений на ввоз и вывоз валюты, предприятия сами решают, с кем торговать. Необходимо отметить, что в мировой практике относительно открытым может быть признан торговый режим той страны, у которой средний уровень таможенного обложения менее 10%, т.е. торговый режим Кыргызстана считается открытым, что подтверждается повышением показателя открытости экономики (средний товарооборот/ВВП), который характеризует процесс интеграции страны в мировую экономику. За прошедшие пять лет отмечен рост открытости экономики от 37,2 до 70,7%11 Собств.расчеты..

Тарифная система КР начала формироваться после обретения независимости. Так, действующей законодательной базой для тарифного режима в КР явился «Закон о таможенных тарифах» от 15 декабря 1992 года. Согласно этому Закону Правительством было издано Постановление № 358 от 28 мая 1994 года, которое устанавливало временный твердый тариф 10% на все ввозимые товары, кроме специальных изъятий ( на товары, ввозимые как гуманитарная помощь, через ссуды, гранты международных организаций или государств-доноров, закупленные за счет бюджета КР и т.д.), установленных в соответствии с этим законом.

16 апреля 1994 г. был принят Закон Кыргызской Республики «О таможенном тарифе», регулирующий сферу деятельности таможенного обложения государства. Наконец Постановление Правительства №57 от 6 февраля 1996 года установило схему преференций с иключениями для небольшого перечня товаров.

Таким образом, имея однородный тариф в 10% , тарифная система республики имела громоздкую схему изъятий, трудную в администрировании, что создавало реальную почву для контрабандного ввоза товаров на таможенную территорию.

Переход к дифференцированной тарифной системе продиктован не только сложностью администрирования, но и необходимостью интеграции республики в мировую торговую систему.

Так, Таможенный тариф на 1999 год был сформирован на основании обязательств КР перед ВТО. Было предусмотрено 12 тарифных диапазонов (0,1%, 5%, 7%, 8%,10%,12%,15%,20%,25%,30%,50%)22 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы. - Б.,2001..

С 1996 г. в торговле республики действуют только пошлины на импорт в размере 10% на все ввозимые товары, за исключением товаров, облагаемых ввозным акцизным налогом и товаров, ввозимых в республику без права их реализации, необходимых для изготовления конечной продукции на предприятиях республики.

Либерализация внешнеэкономической деятельности характеризуется резким сокращением перечня импортных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизными налогами, и полной отменой пошлин на экспорт. Можно выделить три периода в становлении внешней торговли.

В период 1992-1994 гг. торговля регулировалась торговыми соглашениями и в основном правительство распределяло ресурсы, а также устанавливало объем и условия торговли., существовали экспортные ограничения в торговле, скрытое сдерживание импорта.

Второй период 1994 по 1997 гг. характеризуется замедлением темпов инфляции, фиксированным низким курсом национальной валюты, сокращением темпов спада производства.

Третий период начинается с 1997 г. и отличается усилением влияния самих участников ВЭД на формирование правил внешней торговли. Важнейшим событием стало вступление Кыргызстана в ВТО. В результате экономических преобразований обеспечены высокая либерализация экономики, проведена масштабная приватизация.

Обретение независимости позволило Кыргызстану самостоятельно выйти на мировой рынок и интегрироваться в мирохозяйственный процесс. В стране создан либеральный торговый режим, республика стала страной свободной и открытой экономики.

Лицензирование экспорта и импорта было отменено в 1994 г. за исключением 8 статей, принятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не применяет количественны ограничения на импорт, или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, существуют только тарифы на ввозимую продукцию, на экспорт продукции тарифов нет.

Действующей законодательной базой для таможенного тарифа является Закон о Таможенном тарифе Кыргызской Республики на ввозимые товары, который принимается ежегодно. 

  Текущий тариф имеет ставки от 0 до 30%33 МПТТ КР. , основанных на Перечне специфических обязательств Кыргызской Республики по товарам перед ВТО. 

Кыргызстан предоставляет в торговле 148 членам ВТО режим наибольшего благоприятствования согласно правилам и нормам этой организации.

Таблица 3.1

Уровень ставки таможенной пошлины11 Данные МПТТ КР.

ё

Количество

товарных позиций

1999 г.

12 диапаз.

2000 г.

4 диапаз.

2001 г.

6

диапаз.

2002 г.

4

диапаз.

2003 г.

4

диапаз.

2004 г.

5

диапоз.

2005 г.

5

диапоз.

2006 г. 7

диапоз.

0 %

1311

5488

5475

5607

4482

4703

4811

5141

1 %

3

-

-

-

-

-

-

-

5 %

1748

-

123

142

1416

1459

1442

1565

5,5%

-

-

-

-

-

-

-

-

6,5%

-

-

10

-

-

-

-

-

7 %

8

-

-

-

-

-

-

-

8 %

2

-

-

-

-

-

-

-

10 %

5869

4588

4468

4370

4017

4172

4067

3688

12 %

-

-

-

-

-

345

345

342

15 %

635

-

-

-

596

257

271

303

17,5 %

411

332

332

498

-

-

-

-

20 %

498

155

155

-

-

-

-

2

25 %

14

-

-

-

-

-

-

-

30 %

11

-

-

-

-

-

-

2

50 %

45

-

-

-

-

-

-

-

специфические

14

11

11

145

152

152

152

155

ИТОГО:

10569

10574

10574

10762

10663

11088

11088

11198

Средняя ставка таможенной пошлины

9,18%

5,2

5,15%

5,09%

5,4%

5,1%

5,1%

4,84

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.