реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Союз России и Белоруссии

7) Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

Данное постановление гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12]

2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»

8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

Главы России и Белоруссии были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

Целями Союзного государства являются:

1) обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

2) создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

3) неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

4) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

5) формирование единой правовой системы демократического государства;

6) проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

7) обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

8) укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. [12]

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие. [6]

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

1) создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

2) единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

3) единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;

4) объединенные транспортная и энергетическая системы;

5) разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;

6) единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

7) единое законодательство об иностранных инвестициях;

8) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

9) управление собственностью Союзного государства;

10) международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

11) функционирование региональной группировки войск;

12) пограничная политика Союзного государства;

13) стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

14) статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

15) установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]

2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии

В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:

1) решение важнейших вопросов развития Союзного государства;

2) образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;

3) назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;

4) утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;

5) утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;

6) утверждение государственной символики Союзного государства;

7) определение местопребывания органов Союзного государства;

8) заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

К основным вопросам ведения Парламента относятся:

1) решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;

2) одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;

3) принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

4) принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;

5) внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;

6) содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;

7) обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;

8) заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;

9) принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;

10) ратификация международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства;

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

1) разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

2) вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;

3) вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;

4) обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

5) разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;

6) рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;

7) осуществлять управление собственностью Союзного государства;

8) обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;

9) координировать процесс унификации законодательства государств-участников;

10) способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом. [12]

Таким образом, нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международным стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои функции.

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [8]

Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 50%.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Интенсивный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. - Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар". [16]

3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии

К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие:

1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

Задачами программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.

Социально-экономическая значимость программы состоит в следующем:

- сохранение и развитие научно-технического потенциала в области оптико-электронного приборостроения специального и гражданского назначения России и Белоруссии, совершенствование их интеграционных связей;

-обновление оптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;

- развитие производства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными приборами отраслей народного хозяйства;

- создание на базе данного оборудования новых форм организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.

2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

Основная цель - создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Основные задачи программы: разработка конструкций и организация производства различных видов большегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности и надежности.

Программой предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости - в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

В результате реализации программы ожидается:

- активизация и повышение эффективности экономики Российской Федерации и Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях;

- организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;

- создание новых рабочих мест.

3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

Цель программы - создание конструкции и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

Программа реализуется в два этапа. Первый этап - проведение НИР и ОКР по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап - подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

Применение комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельных двигателях, создать дополнительные рабочие места на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

Основная цель - насыщение продовольственных рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой современной техники и освоение ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте. [12]

3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет о стремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова -- для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители -- эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность -- не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.

Для начала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования -- будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии. [1]

3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии

Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Белоруссией.

В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.

Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений.

Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [5]

Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. [2]

В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств. [7]

На сегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за 2006 год свидетельствуют о том, что, несмотря на падение показателей в 2005 году, в целом тенденция последних лет к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья. (таблица 1)

Таблица 1 - Взаимная торговля России и Беларуси в 2002-2006 гг., (млн. долл. США)

Товарооборот

2002 

2003

2004

2005

2006

2006
в процентах к 2005

Товарооборот
     в том числе:

9899,4

12481,8

17704,2

15834,0

19944,4

126,0

  экспорт России

5922,3

7601,9

11219,2

10118,2

13099,1

129,5

  импорт России

3977,1

4879,9

6485,0

5715,8

6845,3

119,8

Сальдо

1945,2

2722,0

4734,2

4402,4

6253,8

-

Товарооборот России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота.

По данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США. [18]

Для построения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.

Заключение

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам. [10]

Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно. [13]

Но и у Белоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.

В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. [17]

С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии -- дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты. [16]

Список использованных источников

1. Азар И. «Перспективы создания союза России и Белоруссии» - электронная газета, 29.05.2007

2. Акименко В. Союз России и Белоруссии уже не актуален? - служба мониторинга «Би-би-си», 22.10.2004

3. Бородин П. Союзное государство России и Белоруссии - новая геополитическая реальность// газета «Ведомости», - 2006. - С. 8-9

4. Виркунен В. Чем «грозит» союз?// газета «Аргументы и факты», - 2002. - №22 (867). - С.10

5. Гамов А. Почему мы никак не построим союз России и Белоруссии?// газета «Комсомольская правда», - 2007. - С.14

6. Заявление Государственной Думы в связи с восьмой годовщиной единения народов России и Белоруссии - Москва 2.04.2004 №330-IV ГД

7. Лукашенко: Россия не желает строить союз с Белоруссией -информбюро «Грани.ру», 07.09.2002

8. Мах В. Россия и Белоруссия в союзном тупике// газета «Ведомости», - 2004. - С.16

9. Мейнвилл М. Новые шаги к союзу России и Белоруссии// The Washington Times, - 2005. - С.2-4

10. Нетреба П., Свирко Ю., Рыбальченко И. Союз России и Белоруссии распался на три вопроса// газета «Аргументы и факты», - 2005. - С.22-23

11. Никитин В.П. Союз России и Белоруссии и возможные конфигурации// альманах «Школа целостного анализа», - 2002. - выпуск 5.

12. Официальный сайт посольства Белоруссии в Российской Федерации

13. Плотников А.Ю. Союзное государство Белоруссии и России: современное состояние и перспективы развития// доклад экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, - 2005.

14. Россия - государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности / Мельников В.А., Спиридонова Е.Э., Клюквин В.И., Зайцев А.А. и др.. Под ред. Мельникова В.А. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. - 261с.

15. Рыжков В.А. Развитие российско-белорусских отношений в рамках союзного государства// информационный сайт 2007

16. Союз России и Белоруссии: в основе интеграции лежат интересы братских народов// сайт новостей экономики, политики и бизнеса, 04.04.2007

17. Союз с Белоруссией: споры продолжаются// сайт электронной газеты, 21.01.2005

18. Союз России и Белоруссии: цифры и факты - группа компаний «Monitoring.ru» 29.03.2002

19. Тиммерманн Х. На пути к авторитаризму? Учебник. - М.: Мировая экономика и международные отношения, 2003. - 303 с.

20. Фадеев А. Время работает против союза России и Белоруссии// информационно-аналитический портал «Материк», 30.03.2006

21. Федоров В., Петухов В. Россия и Беларусь: есть ли будущее у союза?// РИА Новости, 05.02.2007

22. Экономические стратегии стран СНГ и Россия: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2003.

Array

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.