реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945-1980 гг.)

Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945-1980 гг.)

6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. Мечникова

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра международных отношений

Жаворонков Г.С.

РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1980 ГГ.)

Квалификационная работа

Научный руководитель - Войтович А.И.

к.п.н., доц.

Одесса - 2005 Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль политических партий Турции в формировании внешнеполитического курса Турецкой республики (1945-1965)……………………...……...……...8

Глава 2. Влияние внутренних факторов на многовекторность внешней политики Турции. (1965-1980 гг.)……………………………………………………….…23

Заключение…………………………………………………...…………………42

Список изученной литературы………………………………….……………..44

Введение

Тема данной квалификационной работы: Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945 - 1980 гг.)

В современных международных отношениях проблема изучения внешней и внутренней политики Турецкой республики представляются интересной и вместе с тем актуальной темой. Турция накануне и во время войны подписала договоры о дружбе со всеми сторонами конфликта, объявив, затем, о нейтралитете. Вступив в войну 23 февраля 1945 года, Турция обеспечила себе участие в ООН, а также участие в американских программах послевоенного восстановления мира. Доктрина Трумэна и план Маршалла обеспечили Турции экономическую стабилизацию и модернизацию экономики, техническое вооружение армии и флота.

Формирование и укрепление американо-турецких отношений происходили одновременно с формированием биполярного мира, в то время, когда Британия - государство, являвшееся лидером среди западных стран в этом регионе уступала место новому мировому лидеру - Соединённым Штатам. США уделяют огромное внимание восточному средиземноморью, и постоянно усиливает своё влияние на данном пространстве, так как турецкая республика занимает важное географическое положение между Европой и Азией, контролирует выход из Черного моря в Средиземное. Такое положение позволяет назвать республику мостом между Европой и Азией, Азией и Африкой.

Государство обладает уникальным географическим положением, но не имеет собственных ресурсов для ведения войны. Отсутствие месторождений нефти и неразвитость тяжёлой индустрии, а, следовательно, и собственного ВПК, делают его сильно зависимым от импорта вооружений. Поэтому лидерство в регионе может быть сохранено только в тесном взаимодействии с Западом.

Турция усиливает своё влияние на постсоветском пространстве, поддерживая национальные и сепаратистские движения, но при этом внутренняя политика государства направлена на подавление собственных национальных меньшинств. Все права национальных меньшинств ограничиваются их религиозными традициями. Возникает проблема двойных стандартов.

Основой лидерства Турции является её динамично развивающаяся экономика, построенная на западных займах и кредитах.

Все эти темы необходимо исследовать, так как Турецкая республика и Украина являются соседями, и оба государства пытаются стать частью Западной демократии.

Турция является самым демократическим государством среди стран мусульманского мира. Демократические Западные ценности наиболее успешно прижились в этой стране, хотя для этого понадобилось ряд военных переворотов.

Для Соединённых Штатов Турция стала плацдармом западного влияния в мусульманском мире. Механизм влияния, который разработан американскими специалистами, как показывает более чем полувековой опыт, оказывается успешным, несмотря на множество пессимистических взглядов по этому поводу. Вероятно, что США устраивает равновесие исламских умеренных политических сил и западных идей, носителями которых является турецкая элита, поддерживаемая армией.

Турция в биполярном мире являлась последовательным сторонником и союзником США. Государство в 1952 году вступило в НАТО и до сегодняшнего момента внешнеполитическое стремление в сторону Запада остаётся приоритетным.

Механизм взаимодействия с Западными демократиями и исторический опыт интеграции должен быть интересен Украинской политике, так как Украина пытается стать частью Западной демократии.

Экономическое положение послевоенной Турции и западный (в основном монетаристский) подход к реформам во многом схож с сегодняшним положением нашей страны. Поэтому Украина имеет возможность, изучив Турецкий опыт реформ, не повторять чужих ошибок.

Целью квалификационной работы является - исследование роли внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики.

При этом задачи решались следующие:

1. анализ развития многопартийной системы в Турции, различия в видении внешней политики у основных партий;

2. влияние армии на политику Турции вообще и на внешнюю политику в частности

3. исследование влияния внешних факторов на формирование внешней политики Турецкой республики.

Источниковая база в данном исследовании представлена документами и материалами - договорами, соглашениями, опубликованными в «Дипломатическом словаре» (М., 1986. - ТТ. 1-3.), в многотомном сборнике документов «Хрестоматия по Новейшей истории. Документы и материалы. Т.1-3», (М., 1960), “Turkey-USA treaties in force / http://www.usemb-ankara.org.tr/IRC/treaty/TRLIST.HTM”, “Synopsys of Turkey's foreign policy / www.mfa.gov.tr/files/synopsysrusca.pdf”, «Турецкая Республика: Справочник.», (М., 1990).

Воспоминания, мемуарная литература, выступления были использованы из отечественных периодических изданий Родионов А.А. Записки посла СССР в Турции 1974-1983 гг. // Новая и новейшая история. - 1999. - № 1.- с. 116-140; №2. - с. 83-100.; Родионов А.А. Записки посла СССР в Турции 1974-1983 гг. // Новая и новейшая история. - 2000. - №6. - с. 92-105 и книг Караосманоглу Я.К. Дипломат поневоле. Воспоминания и наблюдения.- М.: Межд. отнош., 1978. - 301 с..

Историография данной проблематики представлена трудами авторов советского периода, российскими, зарубежными исследователями, политологами и дипломатами.

Монографии и статьи советского периода по турецкой проблематике можно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящих событий.

С 1945 по 1965 годы в отечественной историографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны, американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Политика кабинета и президента Турции характеризуется как антинародная, антинациональная. Стремление Турции к интеграции в западные структуры рассматривается как политика реакционных кругов внутри Турции. Это и понятно: начиналась "холодная война" и советские учёные рассматривали Турецкую республику, прежде всего, как члена враждебного агрессивного блока Гасунець О.І. Державний устрій Туреччини в період республіки. - К.: Вид-во акад. наук УССР, 1961.; Черніков І.Ф. Турецька республіка в 50-60 роки ХХ ст. З історії зовнішньої політики. - К.: Наук. думка., 1967.; Двоюров Ю. Турция - активный участник агрессивных блоков. М.: Наука, 1958.; Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 годах. Очерк внутренней политики. - М.: Наука, 1965 г.; Новейшая история Турции. / под ред. М.А. Гасратян. - М.: Наука, 1968.; Вдовиченко Д.И. Национальная буржуазия Турции. - Москва: ИМО. - 1962..

С середины 60-х годов и до середины 80-х годов начинается новый этап в изучении истории Турции, который характеризуется более гибким рассмотрением турецкой внутренней и внешней политики. Рассматривается национальная проблема, проблемы экономического развития, военного сотрудничества с Западом. Особой темой становится "потепление" в советско-турецких отношениях, которому предшествовал Кипрский кризис 1964-1965 годов. Турецкая элита воспользовалась разногласиями, возникшими с США, и использовала их для дипломатического флирта с СССР. Советский Союз занимал умеренную позицию в Кипрском вопросе, выступая против эносиса, то есть присоединение острова к Греции Георгиян Э.А. Турецкая республика: Основные институты государственного строя. - М.: Наука, 1975.; Гасратян М. А. Очерки истории Турции. - М.: Наука, 1983.; Аксененко А.Г. Борьба политических партий Турции за влияние на молодежь (1920-1980). - М.: Наука, 1986 г.; Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х - нач. 80-х гг. XX века. - М.: Наука, 1986.; Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции после второй мировой войны. - М.: Наука, 1976.; Тюрккая А. США, НАТО и Турция. - М: Прогресс. - 1973.; СССР и Турция, 1917 - 1979. / И.Ф. Черников, Б.М. Поцхверия, А.М. Шамсутдинов и др. / отв. ред. Б.М. Поцхверия. - М.: Наука, 1981.; Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. - М.: Наука, 1991.; Ахундов И.А. Неоколониализм и Турция (40-е - 80-е гг.) - Баку: Азернехир, 1990..

Проблематика внешней политики Турции в той или иной степени была отражена в монографии западного политолога, профессора Сассекского университета П. Кальвокоресси Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. ч. 1, М., 2000.

Проблемы влияния внутриполитических факторов на внешнюю политику Турции исследованы в статьях и публикациях В.И. Данилова, Б.М. Поцхверия, Н.Г. Киреева Проблемы современной Турции (сб. статей) / отв. ред. Н.Г. Киреев. - М.: Изд. вост. лит-ры, 1963.; Проблемы истории Турции (сб. статей) / отв. ред. А. М. Шамсутдинов. - М.: Наука, 1978 - 215 с.; Турецкая республика в 60-70-е годы: Вопросы общественно-политического развития. (сб. статей) / отв. ред. М.А. Гасратян - М.: Изд-во МГУ, 1984.; Великий октябрь и Турция (сб. статей) / отв. ред. А.М. Шамсутдинов. - Тбилиси: Мецниереба., 1982.; Джуманазаров Б.С. К вопросу о принципе лаицизма в Турецкой республике // Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1988. - Ч.1. - С. 10-24.;

Лазарев М. Курдская проблема в Европейском измерении // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №2. - .С. 70-72.; Старченко Г.И. Турция: исламский фактор в светском государстве // Народы Азии и Африки. - М., 1988. - №2. - С. 25-34. Шмаров В.А. Кипрский вопрос // Вопросы истории. - 1983. - №1. - С. 58-68.; Данилов В.И. Новый курс народно-республиканской партии Турции // Народы Азии и Африки. - 1979. - №4.- С. 30-42.; Фадеева И. Демократия в мусульманском мире. Реальность и перспективы // Азия и Африка сегодня. - 2001. - №6. - С. 4.; Кочкин Н.В. СССР, АНГЛИЯ, США И "ТУРЕЦКИЙ КРИЗИС" 1945-1947 гг. // НИНИ. - 2002. - №3. - с. 58-77; Sabri Sayari Aspects of party organization in Turkey // The Middle East journal - 1976. - Vol. 30, №2. - p. 187-201; Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. - 1998. - № 4. - с. 52-67..

После проведенного библиографического анализа автор пришел к выводу, что ряд тем не были или не достаточно затронуты в отечественных исследованиях по данной проблеме.

Во-первых, предыстория американо-турецких отношений периода 1945-1952гг. освещена в исследованиях очень скромно.

Во-вторых - это вопросы, связанные с механизмом влияния США на Турецкую республику и реакция разных слоёв мусульманского общества на этот процесс. Учитывая актуальность проблемы, можно сделать вывод, что она требует дальнейшего изучения. Сюда же относятся сюжеты, связанные с американскими механизмами и методами влияния на развитие исламских фундаментальных течений в Турции.

В-третьих, глубокого исследования причин прозападной ориентации Турции.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1945 г., окончания Второй мировой войны, с этого периода Турция стала полностью ориентироваться на западные страны, до военного переворота 1980 г., который не был поворотным пунктом во влиянии внутриполитической ситуации на внешнеполитический курс, однако внешний фактор, а именно второе издание холодной войны безусловно изменило внешнюю политику Турецкой республики, что является другим объектом исследования.

Структура работы состоит из «введения», в котором проанализированы изученные источники и литература, обозначены задачи и цели исследования, двух глав и «заключения», в заключении были сделаны соответствующие выводы. В первой главе был проведен анализ установления многопартийной системы, причины и предпосылки перехода к одностороннему прозападному курсу Турецкой республики, влияние переворота 27 мая 1960 г. на внешнеполитический курс. Во второй главе были показаны изменения во внешней политике Турции, а именно потепление отношений с Советским Союзом и арабскими странами, причины их вызвавшие, а также роль политических партий в этом процессе.

Глава 1. Роль политических партий Турции в формировании внешнеполитического курса Турецкой республики (1945-1965).

В условиях начала холодной войны и принятия доктрины «сдерживания коммунизма» США по-новому взглянули на значение Турецкой республики в своей внешней и оборонной политике, Турция стала особенно важна, во-первых, в стратегическом отношении, поскольку географическое положение страны дала контроль над сухопутными, морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы - Средний Восток; ее территория представляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширная граница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточены основные нефтяные ресурсы Советского Союза); во-вторых, Турция являлась наиболее стабильной в политическом отношении; в-третьих, в экономическом отношении.

Близкое сотрудничество с Западом было предопределено задолго до начала холодной войны: во-первых, Турция всегда ориентировалась на сильные капиталистические государства, а во-вторых, вся внутренняя политика, начиная с образования республики была пропитана духом антикоммунизма Ушаков А. Феномен Ататюрка.Турецкий правитель, творец и диктатор. - М., 2002. - c. 276. Период сотрудничества Мустафы Кемаля с Советским Союзом был вызван объективными, но перманентными причинами, а именно международная изоляция независимой Турции.

В 1946 г. в Стамбул с дружеским визитом зашёл американский крейсер Миссури, об этом событии многие авторы пишут, как о ключевом событии, давшем начало активным американо-турецким отношениям Расизаде А.Ш. План Маршалла в Турции // Народы Азии и Африки. - 1984., №3., с. 103.. В дальнейшем Турция стала реципиентом в плане Маршалла и получила 100 млн. долл. В соответствии с доктриной Трумена. Такое внимание со стороны Запада безусловно поднимало ее авторитет, но не столько в глазах остальных стран, которые понимали, что Турция становится звеном в противостоянии Советскому Союзу и социалистическому блоку, сколько в своих собственных. Политическое и экономическое сближение с США и Западной Европой заставляло руководство народно-республиканской партии, которая единолично управляла страной с 1923 г., и ее правительство обратить критический взгляд на политическую систему Турции. В последние месяцы второй мировой войны советское правительство попыталось пересмотреть договор о проливах, подписанный в 1936г. в Монтре, а также границы между СССР и Турцией Родионов А.А. Записки посла СССР в Турции 1974-1983 гг. // Новая и новейшая история. - 1999. - № 1.- с. 126. США, соглашаясь оказать Турции в усло-виях политического давления на нее со стороны СССР моральную и материальную поддержку, выдвигали в качестве условия такой поддержки демократизацию ее политической системы. В целом можно сказать, что переход к многопартийной системе был задан смыслом кемалистских принципов, логически вытекал из развития предусмотренной им политической системы. Внешние же факторы сыграли роль своего рода катализатора. НРП к моменту относительной стабилизации политической жизни Турции была готова пойти на создание многопартийной системы. Инициативы в направлении создания многопартийности проявились внутри самой НРП. В июне 1945 г. четыре депутата меджлиса - видные деятели НРП Джеляль Баяр, Аднан Мендерес, Фуат Кепрюлю и Рефик Коралтан обратились в парламентскую группу партии с письмом, где указывали, что необходимо установить реальный контроль парламента над правительством, обеспечить осуществление признанных конституцией свобод и прав человека и разрешить переход к многопартийной системе. Эти же четыре деятеля 7 января 1946 г. заявили о создании Демократической партии, единственной, которая смогла составить реальную оппозицию правящей НРП. Необходимо подчеркнуть что, несмотря на существование других партий, в последующие десятилетия НРП и ДП и армия будут единственными политическими силами, которые будут влиять на формирование внутренней и внешней политики. По сути, программные установки демократической партии по внешнеполитическим вопросам не отличались от программы НРП, расхождения наблюдались только в видении внутренних проблем, а именно отход от этатизма, либерализация религиозной политики Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. - 1998. - № 4. - с. 55..

Республиканцы (НРП), пойдя на значительную демократизацию общественно-политической жизни, в то же время отнюдь не планировали расставание с властью. Не дав демократам (ДП) времени на консолидацию своих рядов, они в июле 1946 г. провели досрочные выборы в меджлис, сделав все, чтобы не допустить своего поражения. Тем не менее, демократы получили 64 депутатских мандата и развернули кампанию против НРП, обвиняя ее в коррупции и фальсификации итогов выборов. В крупных городах демократы собирали на свои митинги огромные массы людей. Дело осложнялось тем, что в конгрессе США при обсуждении вопроса о военной помощи Турции прозвучала резкая критика в адрес турецкого руководства по поводу отсутствия в стране политических свобод. Руководители НРП оказались между двух огней - критики извне (из США) и изнутри (со стороны ДП). На фоне всеобщего недовольства населения многолетним пребыванием у власти республиканцев и радостных ожиданий от демократической партии последняя одержала победу на выборах в турецкий парламент в 1950 г., получив 408 мест в меджлисе против 69 у НРП.

Почти сразу после прихода к власти ДП начала утверждать, а в ее лице турецкая торгово-промышленная буржуазия, что тесное сотрудничество со странами Запада, в первую очередь с США, позволит им получить экономическую помощь, современную технологию и приблизить Турцию к уровню капиталистических государств. Внешнеполитический курс нового правительства был наиболее выразительно сформулирован президентом Баяром в интервью с руководителем американской миссии в Турции Расселом Доором: «Мы приложим все силы, чтобы результатами турецкой политики были удовлетворенные наши американские и английские друзья» Черніков І.Ф. Турецька республіка в 50-60 роки ХХ ст. З історії зовнішньої політики. - К., 1967. - с. 125.

Когда в июне 1950 г. началась Корейская война, Вашингтон откровенно поставил требование перед турецким правительством принять участие в операции. Опасаясь утратить поддержку Америки, президент и премьер-министр без санкции меджлиса согласились отправить в Корею военную часть - бригаду численностью в 4,5 тыс. солдат.

Участие Турции, единственной страны Близкого и Среднего Востока, в войне в Кореи ускорила его вступление в Северо-Атлантический блок (НАТО). Уже в октябре 1950 г., то есть в первый период деятельности этой военной группировки, вследствие обмена нотами между государственным секретарем США Д. Ачесоном и турецким послом в Вашингтоне было согласовано, что Турция будет принимать участие в работе Совета НАТО при рассмотрении вопросов, которые касаются обороны Средиземного моря Черніков І.Ф. Указ. соч., с. 176.

В сентябре 1951 г. на сессии Совета НАТО в Оттаве Турция, а также Греция были принятые в состав Северо-Атлантического союза как полноправные участницы. В 1952 г. турецкий меджлис ратифицировал вступление Турции к НАТО. А в 1955 г. Турция стала страной-основателем Организации центрального договора, известного как СЕНТО, создание которой было одной из стратегических задач американской стратегии противостояния социалистическому блоку.

Связанная многими обязательствами с союзниками по блокам, Турция часто проводила «несолидарную» политику по отношению к мусульманским странам, что в последствии отразилось на ее имидже и было препятствием для нормального сотрудничества, в частности с арабскими странами. Помимо объективных причин такого курса были и субъективные причины, а именно неприязнь к арабским государствам, которая была наследием османской империи и отражена в идеологии «пантюркизма». Турция «забыла»,что она ближневосточная страна, группа развивающихся стран в ООН не считала ее «своей» Данилов В.И. Политическая борьба в Турции, 50-е - нач. 80х гг. XX в. - М., 1985. - с. 204. Так было, прежде всего, во время вооруженной англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956 г. Формальное осуждение Турцией тройственной агрессии на Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН не помешало в то же время турецкому министру иностранных дел Фатин Рюштю Зорлу на сессии Парламентского Совета в Карачи оправдывать агрессоров и обвинять во всем Египет. Он говорил, что своим решением о национализации Суэцкого канала и своей внешней политикой Египет вызвал агрессию Черніков І.Ф. Указ. соч., с. 183. Кроме этого, Турция проводила политику на сближение с Израилем, с которым с 1949 г. были установлены дипломатические отношения. С середины 50-х годов, Турция, накопив военный потенциал часто проводила маневры у границ Сирии и Ирака, показывая свою откровенную недружелюбность.

Американский сенат в 1957 г. одобрил, предложенную президентом США доктрину Даллеса-Эйзенхауера. Эта доктрина уполномачивала американского президента использовать вооруженные силы США «для предоставления помощи любой стране или группе стран, которые пригласили помощь для защиты от вооруженной агрессии со стороны любой страны, которая контролируется международным коммунизмом». Турецкий премьер-министр Аднан Мендерес, выступая на пресс-конференции в 1957 г., так охарактеризовал этот документ: «Багдадский пакт, а отсюда и Турция, есть элементами, которые составляют ось «доктрины Эйзенхауэра», которая должна обеспечить стабильность на Среднем Востоке и укрепить Багдадский пакт». В тот период американские политические деятели утверждали, что «Турция и Израиль являются единственными странами на Ближнем Востоке, на которые Соединенные Штаты могут положиться». Однако, во время сессии Совета Багдадского блока в январе 1958 г. была заявлена что политика США в отношении Ближнего Востока не оправдала надежд тех кругов в Турции, Иране и Пакистане, которые надеялись что, в конце концов будет уделено внимание на вопрос экономического развития в этих странах Великий октябрь и Турция. - Тбилиси, 1982. - 232 с..

Однако, несмотря на очевидную непопулярность внешнеполитического курса правительства Баяра-Мендереса и на тот факт, который против него в стране назревала довольно влиятельная оппозиция, правители Турции продолжали придерживаться односторонней ориентации на западные государства и, прежде всего, на Соединенные Штаты Америки.

В октябре 1959 г. было подписано дополнительное турецко-американское соглашение о размещение на территории Турции баз НАТО для ракет среднего радиуса действия, а также о строительстве близ Стамбула атомного реактора. В связи с этим американская газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Турция, которая имеет на своей территории большие авиационные и военно-воздушные базы НАТО и радарные установки, с введением в действие ракетных баз превращаются в важнейший военный арсенал НАТО» Старченков Г. Между минаретами и ракетами // Азия и Африка сегодня. - 1986. - №4. - с. 33..

Большая оппозиция в Турции новому договору принудила президента и премьер-министра на протяжении довольно продолжительного времени не ставить соглашение на ратификацию меджлисом. Это было сделано лишь в мае 1960 г., когда по всей стране проходили массовые антиправительственные выступления, а оппозиционные партии не брали участия в заседаниях парламента.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.