реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Судебно-медицинская экспертиза

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психологических

свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например,

повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности, повышенной

возбудимости и др.), способных существенно влиять на содержание и

направление действий в определенной ситуации, в частности, способствовать

совершению противоправных действий.

Выяснение субъективной стороны преступления иногда осложняется

трудностями в раскрытии психологических мотивов поведения (не только

преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов

и т.п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных

случаях большое значение имеет создание с использованием специальных

психологических знаний и методов "психологического портрета" испытуемого.

Одним из средств преодоления указанных трудностей является экспертное

психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что

"психологический портрет" испытуемого не может быть исчерпывающе полным, в

нем бывают представлены некоторые стороны психического облика испытуемого.

Данные о психологических особенностях участников уголовного процесса

могут быть необходимы для выявления причин и поводов противоправных

действий, использованы для характеристики личности, оценки достоверности

показаний и в иных целях.

Специальных учреждений судебно-психологической экспертизы в России

пока нет. Проведение данной экспертизы может быть поручено специалистам в

области психологии, работающим в соответствующих научных учреждениях и

учебных заведениях. Широко практикуется привлечение в качестве экспертов-

психологов сотрудников факультетов психологии университетов и

преподавателей кафедр психологии педагогических институтов.

Судебно-психологическая экспертиза проводится амбулаторно комиссией

экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии

невозможно) В следственной практике иногда возникает необходимость в

проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Этот вид

экспертизы применим в первую очередь в отношении признанных вменяемыми

несовершеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией, неврозами,

психопатиями, имеющих признаки психофизического инфантилизма, дебильности,

остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.

Цель комплексной психолого-психиатрической экспертизы состоит в более

дифференцированной, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы,

оценке индивидуальных возможностей несовершеннолетнего полностью сознавать

значение своих действий и определении, в какой мере он мог руководить

своими действиями.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться

также в отношении свидетелей и потерпевших

II. Основные понятия судебной экспертизы. Общие правила ее назначения

и оценки

Экспертиза — одна из форм применения научно-технических достижений в

деятельности правоохранительных органов, преимущественно уголовно-

процессуальной. Она представляет собой назначаемое и осуществляемое с

соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения

специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле и даче

заключения, которому закон придает значение источника доказательств

(средства доказывания).

Основное содержание экспертизы в уголовном судопроизводстве составляет

анализ определенных данных с целью установления новых фактов, имеющих

значение для предварительного расследования преступлений или рассмотрения

уголовных дел в суде. Не являются экспертизой действия специалиста, которые

сводятся к обнаружению, фиксации, изъятию, осмотру вещественных

доказательств, оказанию помощи следователю или суду в подготовке и

назначении экспертизы. Вывод специалиста, сделанный при оказании помощи

следователю или суду, имеет не доказательственное, а лишь оперативное

(ориентирующее) значение.

Не обладают статусом экспертного заключения различного рода справки по

результатам исследований, проведенных без соблюдения правовых норм,

регламентирующих экспертизу, например, справка органа внутренних дел о

тождестве лица, след пальца которого обнаружен на месте происшествия, с

лицом, состоящим на Дактилоскопическом учете. Эта и подобная ей справка,

выданная вне рамок судебной экспертизы, подпадает под признаки такого

источника доказательств, как документ, предусмотренный ст. 88 УПК, и не

может рассматриваться как экспертное заключение.

Правовой регламент, определяющий назначение и проведение экспертизы,

не распространяется также на деятельность сведущих лиц, выполняющих функции

ревизоров и технических ин

спекторов, акты которых по результатам соответственно ревизии и

специального (служебного, ведомственного) расследования нередко

используются в уголовном судопроизводстве.

Экспертизы оказывают существенную помощь в предварительном

расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, в значительной мере

способствуя установлению любого элемента состава, объективной и

субъективной стороны, лица, совершившего преступление.

Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить

фактические обстоятельства дела, не вдаваясь, однако, в их юридическую

оценку. Экспертизу недопустимо назначать для решения правовых вопросов, в

частности, о наличии состава преступления, доказанности или недоказанности

совершения преступления определенным лицом, его виновности и форме вины,

т.е. вопросов, решение которых требует специальных знаний, не выходящих за

рамки профессиональной подготовки следователя, прокурора или судьи.

Вопросы правового характера решаются непосредственно самим

следователем, прокурором и судом.

Деление понятия судебной экспертизы осуществляется по различным

логическим основаниям. Одно из таких оснований — характер, отрасль

специальных знаний, используемых в рамках соответствующих экспертиз. Так, с

учетом специальных знаний в той или иной науке различают

криминалистическую, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, судебно-

психологическую, судебно-бухгалтерскую и другие виды экспертиз. По признаку

специальных знаний в различных отраслях техники сформированы разновидности

судебно-технической экспертизы. Специальные знания в области литературы и

искусства лежат в основе соответственно литературоведческой и

искусствоведческой экспертизы.

Другое важное основание деления рассматриваемого понятия — единоличный

или групповой характер проводимого исследования. При этом экспертизе,

производимой одним лицом, противостоит комиссионная экспертиза,

производимая несколькими сведущими лицами. Она назначается обычно для

решения вопросов повышенной сложности. Экспертизы некоторых видов, например

судебно-психиатрическая, производятся только комиссионно.

Группа сведущих лиц для производства комиссионной экспертизы

формируется либо лицом, назначающим экспертизу, либо руководителем

соответствующего судебно-экспертного учреждения — как по требованию

следователя, прокурора, суда, так и по собственной инициативе. Одно из

сведущих лиц, образующих экспертную комиссию, назначается ее председателем.

Организуя работу группы, председатель обладает равным с другими участниками

исследования правом в формулировании выводов.

Входящие в комиссию эксперты исследуют одни и те же объекты с целью

решения одних и тех же вопросов. Исследования могут быть как совместными,

так и раздельными. Эксперты до дачи заключения совещаются между собой (ст.

80 УПК).

При совпадении выводов всех входящих в комиссию сведущих лиц они дают

особое заключение, подписываемое всеми экспертами. В иных случаях каждый

эксперт дает свое заключение отдельно (ст. 80 УПК).

Однако допустима дача общего заключения частью экспертов, выражающих

единое мнение, и отдельного — тем сведущим лицом, которое имеет иную точку

зрения. Возможна и дача нескольких коллективных заключений, каждое из

которых подписывается группой экспертов, придерживающихся единого мнения.

Практическое значение имеет деление понятия судебной экспертизы по

признаку однородности или неоднородности отрасли специальных знаний,

требующихся для решения возникающих вопросов. Если такие знания относятся к

сфере одной науки, производится однородная экспертиза, например

криминалистическая или судебно-медицинская.

Комплексной называется экспертиза, при производстве которой тот или

иной вопрос решается с использованием специальных знаний из нескольких

смежных наук и относящихся к компетенции двух или более видов экспертизы.

Ее назначают при невозможности решения возникшего вопроса посредством

однородной экспертизы или нескольких самостоятельных экспертиз.

Комплексная экспертиза осуществляется в одной из следующих форм: а)

одним экспертом, имеющим знания в нескольких смежных отраслях и

обосновывающим вывод на собственных исследованиях; б) экспертом,

использующим при даче заключения вывод другого эксперта, обоснованный

данными "из смежной области знания; в) комиссией экспертов, каждый из

которых представляет одну из смежных отраслей знаний.

Примером второй из указанных форм может служить решение товароведом

вопроса о соответствии промышленного изделия требованиям ГОСТа с учетом

заключения химика или физика о составе материала изделия. При этом эксперт,

чьи выводы послужили одним из оснований для заключения другого сведущего

лица, несет ответственность за результаты своих собственных исследований.

Они подлежат оценке использующим их экспертом, который, однако, не отвечает

за их правильность.

Комплексные экспертизы делятся на различные виды в зависимости от

характера отраслей знаний, комплекс которых используется в процессе

исследований.

493

На разрешение криминалистическо-автотехнических экспертиз ставятся

вопросы о виде и модели скрывшейся автомашины по следам на месте

происшествия, относительных скоростях движения столкнувшихся транспортных

средств, частях автомашин, которыми причинены те или иные повреждения.

С использованием знаний из области криминалистики и судебной медицины

приходится решать вопросы: о виде и конкретном экземпляре орудия, которым

причинены повреждения на теле и одежде человека; положении потерпевшего в

момент нападения на него; дистанции и направлении выстрела по следам на

теле потерпевшего, его одежде и иных предметах; особенностях строения

определенных частей тела преступника, оставившего следы на месте

происшествия, тождестве человека по следам зубов, образованным, им на коже

потерпевшего.

Медико-криминалистические экспертизы проводятся для установления

некоторых обстоятельств автодорожных происшествий, например для решения

вопроса о том, на каком месте в автомашине сидел каждый из потерпевших и, в

частности, кто занимал место за рулем.

В постановлении (определении суда) о назначении комплексной экспертизы

указывается, представителями каких отраслей знаний она должна быть

выполнена.

Экспертиза объектов, поступивших в судебно-экспертное учреждение, в

форме комплексной экспертизы может быть произведена по инициативе

руководства этого учреждения.

При отсутствии в данном учреждении какого-либо из необходимых

специалистов к экспертизе можно привлечь работника другого учреждения, на

что требуется согласие лица, назначившего экспертизу.

Комплексная экспертиза, проводимая несколькими сведущими лицами,

оформляется с соблюдением норм, регламентирующих проведение комиссионной

экспертизы (см. выше). В общем заключении, которое подписывают все

эксперты, придя к единому мнению, отмечается, в чем конкретно выразилась

роль каждого из них.

По признаку объема исследования экспертизы делятся на основные и

дополнительные. Дополнительная назначается при неполноте или неясности

выводов основной экспертизы (ст. 81 УПК). Неясность заключения может

выражаться в том, что по нему нельзя судить, какой конкретно факт им

установлен, является вывод положительным или отрицательным, облечен ли он в

категорическую или вероятную форму.

Неполной является экспертиза, заключающаяся в исследовании не всех, а

лишь части объектов, представленных эксперту, а также в решении не всех, а

только некоторых из поставленных перед ним вопросов.

Например, из представленных эксперту 20 платежных ведомостей

оказываются исследованными только 18, а из подлежащих исследованию 40

подписей от имени получателя денег — лишь 36, причем при установлении

выполнения подписей не самим получателем остается без ответа вопрос, не

выполнены ли они подозреваемым.

В случаях, когда после экспертного исследования каких-либо объектов

возникают другие вопросы, которые перед экспертом ранее не ставились и

которые могут быть решены исследованием тех, же объектов, назначается не

дополнительная, а новая, самостоятельная экспертиза.

Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (ст.

81 УПК).

С точки зрения очередности проведения одноименных экспертиз одних и

тех же объектов по одним и тем же вопросам различают первичную и повторную

экспертизы.

Повторной называется экспертиза тех же объектов и по тем же вопросам,

по которым ранее дано экспертное заключение, признанное необоснованным или

вызывающее сомнение в правильности.

Основания для назначения повторной экспертизы делятся на фактические и

процессуальные. К первым относятся необоснованность и ошибочность

заключения по результатам первичной экспертизы. Необоснованность заключения

может выражаться в отсутствии исследовательской части, ее неполноте, т.е.

недостаточности перечисленных признаков для определенного вывода, неточной

оценке выявленных признаков, противоречии между исследовательской частью и

выводами.

Ошибочность заключения означает его несоответствие действительности.

Она может быть, в частности, обусловлена тем, что использованные экспертом

образцы для сравнения фактически происходят не от того лица, тождество

которого констатировано в заключении, а от другого.

Иногда ошибочность экспертного заключения хотя и не является

очевидной, но представляется достаточно вероятной. Повода-Ми для сомнений в

правильности заключения могут быть: его противоречие другим материалам

дела, несостоятельность примененных экспертом методов исследования или

положения, на которое он опирался в своих выводах, неприменение методов,

доступных данной экспертизе на современном уровне развития науки.

К процессуальным основаниям для назначения повторной экспертизы

относятся факты нарушения при проведении первичной экспертизы правовых

норм, регламентирующих назначение и проведение судебных экспертиз, в

частности, поручение исследований сведущему лицу, заинтересованному в

исходе дела, неознакомление обвиняемого с постановлением о назначении

первичной экспертизы или необоснованное отклонение его ходатайств в связи с

экспертизой (о назначении эксперта из числа указанных им лиц, постановке

перед экспертом тех или иных вопросов).

Повторная экспертиза поручается другому эксперту или другим экспертам

(ст. 81 УПК).

Если первичная экспертиза проведена в судебно-экспертном учреждении,

повторная может быть поручена другим сотрудникам того же учреждения.

Сложные повторные исследования обычно проводятся комиссионно.

В постановлении о назначении повторной экспертизы указываются

основания для этого, приводятся все возражения и замечания по предыдущим

исследованиям.

На повторную экспертизу направляются все объекты первоначальных

исследований, дополнительные материалы, если таковые имеются, заключение по

результатам первичной экспертизы.

Права и обязанности органа, назначающего экспертизу

Назначающий экспертизу следователь, прокурор обязан составить об этом

мотивированное постановление, а суд — определение. Выяснив данные о

специальности и компетентности эксперта, он должен вручить ему

постановление и все необходимые материалы. Требуется разъяснить эксперту

его права и обязанности и предупредить об ответственности за отказ или

уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы делается отметка

о выполнении действий, удостоверяемая подписью эксперта (ст. 184, 189 УПК).

Субъект, назначающий экспертизу, обязан оформить изъятие образцов для

сравнительного исследования специальным протоколом (ст. 186 УПК).

При отказе в удовлетворении ходатайства подсудимого (обвиняемого) в

связи с экспертизой необходимо вынести мотивированное определение

(постановление) об этом и объявить его подсудимому (обвиняемому) под

расписку.

Суд обязан огласить вопросы эксперту, задаваемые ему в судебном

заседании, и заслушать мнения по ним участников судебного разбирательства,

а также заключение прокурора (ст. 288 УПК). Закон требует ознакомить

обвиняемого с заключением эксперта, всеми приложенными к нему материалами

(исследуемыми объектами, образцами, фотоснимками и др.) и протоколом

допроса эксперта, если он произведен, оформляя эти действия протоколом

допроса обвиняемого.

При производстве экспертизы в экспертном учреждении соответствующее

постановление со всеми материалами направляется в это учреждение и эксперту

оно вручается руководителем учреждения. С правами и обязанностями эксперта

сотрудники экспертных учреждений знакомятся при поступлении на работу, о

чем отбирается подписка.

Субъект, назначающий экспертизу, вправе в любом случае получить у

обвиняемого (подсудимого) образцы для сравнительного исследования, а у

потерпевшего и свидетеля лишь при необходимости проверить, не оставлены ли

ими следы на месте происшествия либо на вещественных доказательствах,

составив об этом постановление (ст. 186 УПК).

Он вправе требовать от руководства предприятия, учреждения,

организации, где работает сведущее лицо, способное произвести экспертизу,

предоставить ему возможность провести поручаемое исследование. Это

требование для любого руководителя обязательно (ст. 78 УПК), как и

требование предоставить сведущему лицу возможность использовать имеющиеся в

данной организации оборудование, иные технические средства, материалы,

необходимые для производства экспертизы, или воспользоваться консультациями

ее работников (ст. 70 УПК).

Законом предусмотрено право следователя присутствовать при

производстве экспертизы (ст. 190 УПК). Следователь и суд могут допросить

эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст. 192, 289

УПК).

Назначивший экспертизу вправе отвергнуть Заключение эксперта, однако

несогласие с ним должно быть мотивировано. Мотивы несогласия излагаются

следователем в обвинительном заключении, а судом — в приговоре либо

соответственно в постановлении или определении о прекращении дела, либо в

постановлении о назначении повторной (дополнительной) экспертизы (ст. 80,

81 УПК).

Права и обязанности эксперта

Прежде всего эксперт обязан явиться по вызову лица (органа),

назначившего экспертизу, и дать от своего имени, на основании произведенных

исследований, в соответствии со своими специальными знаниями

беспристрастное заключение по поставленным вопросам, удостоверив его своей

подписью (ст. 191 УПК).

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность по

ст. 307 УК.

На эксперте лежит также обязанность огласить заключение, данное им в

судебном заседании (ст. 288 УПК).

Неся указанные обязанности, эксперт вместе с тем обладает достаточно

широкими полномочиями. Он вправе отказаться от решения поставленных

вопросов, если они выходят за пределы его специальных знаний или

представленные материалы недостаточны для дачи заключения. При этом о

невозможности дать заключение сообщается в письменной форме.

Эксперт имеет право заявлять ходатайства о предоставлении

Дополнительных материалов; знакомиться с материалами дела, относящимися к

предмету экспертизы; с разрешения лица (органа), производящего то или иное

процессуальное действие, присутствовать при его проведении, задавать

допрашиваемым вопросы, касающиеся предмета экспертизы (ст. 82 УПК).

Если эксперт делает следователю какие-либо замечания, заявления или

возбуждает ходатайства, касающиеся экспертизы, об этом составляется

протокол (ст. 189 УПК).

Эксперт может указать в заключении на имеющие значение для дела

обстоятельства, в отношении которых ему не были заданы вопросы (ст. 191

УПК). Его правом является собственноручное изложение ответов на допросе по

поводу произведенных им исследований (ст. 192 УПК). Участвуя на судебном

заседании в исследовании обстоятельств, относящихся к предмету экспертизы,

он может задавать вопросы подсудимому, потерпевшему и свидетелям об

обстоятельствах, имеющих значение для дачи заключения (ст. 288 УПК).

Следует особо подчеркнуть, что эксперт не вправе самостоятельно

собирать необходимые для экспертизы материалы, например, производить с этой

целью опросы, получать образцы для сравнения, истребовать и изымать

документы. Согласно закону эксперт не имеет права давать заключения по

вопросам, выходящим за пределы специальных знаний (ст. 78 УПК).

III. ШИЗОФРЕНИЯ

Причины психических заболеваний

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, или расстройства психической деятельности

человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями

работы головного мозга. Но не всякое нарушение приводит к психическим

эаболеваниям. Известно, например, что при некоторых нервных заболеваниях,

несмотря на то, что повреждающий процесс локализуется в головном мозге,

психических расстройств может и не быть.

При психических заболеваниях, в отличие их от заболеваний внутренних

органов, преимущественно нарушается адекватное отражение действительности.

Так, если человек не узнает привычной обстановки, принимает ее за нечто

другое, а окружающих его людей рассматривает как злоумышлеников или врагов,

если этот человек наряду с реальным восприятием находится во власти

зрительных и слуховых галлюцинаций, если его охватывает без видимой причины

страх или состояние безудержного веселья, то налицо искаженное отражение

реального мира и соответственно этому неправильное поведение - бегство от

мнимых врагов, агрессивное нападение на воображаемых противников, попытки к

самоубийству и т. п.

Это примеры выраженного психического заболевания, при котором нарушена

способность правильной оценки происходящего вокруг больного и с ним самим.

Психические заболевания многообразны по своим формам и степени

выраженности. Наряду со случаями, когда психически больной не сознает своей

болезни, могут быть другие варианты: критическая самооценка утрачивается

лишь частично, или наблюдается двойственное отношение к своему страданию

(«я болен, но в то же время и здоров»), или при наличии достаточной критики

у человека выявляются неправильные, не вытекающие из ситуации формы

поведения.

Психические заболевания весьма распространены, число психически

больных на всем земном шаре достигает 150 млн., причем в связи с

увеличением продолжительности жизни отмечается тенденция к росту этого

числа. Причины психических заболеваний разнообразны. Среди них существенную

роль играют наследственные факторы. Однако возникновение и развитие психоза

в ряде случаев обусловлены сочетанием наследственного предрасположения с

неблагоприятными внешними факторами (инфекциями, травмами, интоксикациями,

травмирующими психику ситуациями). Внутриутробные повреждения плода в связи

с болезнью и травмами матери во время беременности могут быть причиной

задержки психического развития ребенка, эпилепсии и других психических

болезней.

Известно также, что отрицательно влияют на потомство пьянство

родителей, зачатие в нетрезвом виде (даже одного из супругов) или

употребление алкоголя во время беременности. Причиной психических

заболеваний часто служат интоксикации, травмы головы, болезни внутренних

органов, инфекции. С интоксикациями, например, связаны хронический

алкоголизм и наркомания среди инфекционных заболеваний, вызывающих психозы,-

энцефалиты, сифилис мозга, бруцеллез, токсоплазмоз, сыпной тиф, некоторые

формы гриппа.

В происхождении неврозов и реактивных психозов основную роль играют

психические травмы, к-рые иногда только провоцируют наследственную

предрасположенность к болезни. В происхождении психических заболеваний

определенную роль играет комбинация причинных факторов с индивидуальными

особенностями человека. Например, не у всех лиц, страдающих сифилисом,

развивается сифилитический психоз, и только у небольшого числа больных

атеросклерозом сосудов головного мозга возникает слабоумие или

галлюцинаторно-бредовой психоз.

Развитию психического заболевания в этих случаях могут способствовать

предшествующие основной болезни травмы мозга, бытовые интоксикации (от

алкоголя), некоторые болезни внутренних органов, наследственная

отягощенность психическим заболеванием. Пол и возраст также имеют

определенное значение в развитии психических болезней. Так, например,

психические расстройства у мужчин встречаются чаще, чем у женщин. При этом

у мужчин чаще наблюдаются травматические и алкогольные психозы, у женщин -

маниакально-депрессивный психоз и инволюционные (предстарческие) психозы,

депрессии. Это, вероятно, объясняется не столько биологическими свойствами

пола, сколько социальными факторами. Мужчины в силу сложившихся традиций

чаще злоупотребляют алкоголем, и в связи с этим, естественно, у них и чаще

наблюдаются алкогольные психозы. В такой же мере не от биологии пола, а от

социальных условий зависит преобладание у мужчин психозов травматического

происхождения.

Что касается возраста, то совершенно очевидно, что многие психические

болезни наблюдаются только у детей, или только в пожилом возрасте, или

преимущественно в каком-либо одном возрасте. Частота ряда заболеваний,

напр. шизофрении, достигает максимума в возрасте от 20 до 35 лет и явно

падает к старости.

Как многообразно действие причинных факторов, так многообразны формы и

типы психических заболеваний. Одни из них возникают остро и носят

преходящий характер (острые интоксикационные, инфекционные и травматические

психозы). Другие же развиваются исподволь и протекают хронически с

нарастанием и углублением тяжести нарушения (некоторые формы шизофрении,

старческие и сосудистые психозы). Третьи, обнаруживаясь в раннем детстве,

не прогрессируют, вызванная ими патология устойчива и в течение жизни

больного существенно не изменяется (олигофрения). Ряд психических

заболеваний протекает в форме приступов или фаз, оканчивающихся полным

выздоровлением (маниакально-депрессивный психоз, некоторые формы

шизофрении).

Существующее предубеждение о роковом исходе психических заболеваний не

имеет достаточных оснований. Эти заболевания не однородны по диагнозу и

прогнозу; одни из них протекают благоприятно и не приводят к инвалидности,

другие - менее благоприятны, но все же при своевременно начатом лечении

дают значительный процент полного или частичного выздоровления. Следует

предостеречь против представления о психических заболеваниях как явлениях

позорных, которых надо стесняться. Именно с этими заблуждениями связаны

несчастные случаи с психически больными, а также появление запущенных форм

психозов, с трудом поддающихся лечению.

Симптомы психических болезней.

Наиболее частыми симптомами психических 6олезней являются

галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства,

расстройства сознания, расстройства памяти, слабоумие. Галлюцинации - одна

из форм нарушения восприятия окружающего мира. В этих случаях восприятия

возникают без реального раздражителя, реального объекта, обладают

чувственной яркостью и неотличимы от существующих в действительности

предметов. Встречаются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и

осязательные галлюцинации. Больные в это время действительно видят, слышат,

обоняют, а не воображают, не представляют. Бред - ложное суждение

(умозаключение), возникающее без соответствующего повода. Оно не поддается

разубеждению, несмотря на то что противоречит действительности и всему

предшествующему опыту заболевшего. Бред противостоит любому самому вескому

доводу, чем отличается от простых ошибок суждения. По содержанию различают:

бред величия (богатства, особого происхождения, изобретательства,

реформаторства, гениальности, влюбленности), бред преследования

(отравления, обвинения, ограбления, ревности); бред самоуничижения

(греховности, самообвинения, болезни, разрушения внутренних органов).

Навязчивые состояния - непроизвольно и непреодолимо возникающие мысли,

представления, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, движения,

болезненный характер которых осознается, критически оценивается и с

которыми субъект постоянно борется. Аффективные расстройства -

расстройства, связанные с нарушением настроения. Их разделяют на

маниакальные и депрессивные состояния. Для маниакальных состояний

характерны повышенное радостное настроение, стремление к деятельности,

ускорение темпа мышления, для депрессивных - пониженное, тоскливое

настроение, замедление мышления. Расстройства сознания - преходящие

кратковременные (часы, дни) нарушения психической деятельности, для которых

характерны частичная или полная отрешенность от окружающего, различные

степени дезориентировки в месте, времени, окружающих лицах, нарушения

мышления с частичной или полной невозможностью правильных суждений, полное

или частичное забывание событий, происходящих в период расстроенного

сознания. Расстройства памяти выражаются в снижении способности запоминать,

сохранять и воспроизводить факты и события. Полное отсутствие памяти

называется амнезией. Слабоумие - необратимое обеднение всей психической

деятельности, сопровождаемое утратой или снижением полученных в прошлом

знаний и навыков. Слабоумие бывает врожденным или возникает в результате

перенесенных заболеваний.

Ш И З О Ф Р Е Н И Я

ШИЗОФРЕНИЯ - психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению.

Причина заболевания неизвестна, нередко отмечается наследственная передача.

В зависимости от формы шизофрения наблюдаются различные проявления

расстройства психики - бред, галлюцинации, возбуждение, гиподинамия и

другие стойкие изменения, прогрессирующие по мере развития болезни. Первые

симптомы не вполне специфичны: сходные расстройства могут быть и при других

психических болезнях. Однако в последующем наступают стойкие изменения

психики или, как их иначе называют, изменения личности. Они-то и характерны

для шизофрении. Тем не менее степень их выраженности зависит от формы,

этапа (раннего или позднего) течения болезни, темпа ее развития и от того,

течет ли болезнь непрерывно или с улучшениями (ремиссиями).

На самых ранних этапах болезни, как правило, еще до возникновения

выраженных явлений психоза, эти стойкие и все нарастающие изменения психики

выражаются в том, что больные становятся малоразговорчивыми,

необщительными, замыкаются в себе; они теряют интерес к своей работе,

учебе, к жизни и делам своих близких, друзей. Больные нередко удивляют

окружающих тем, что ими овладевает интерес к таким областям знаний и к

таким занятиям, к которым они ранее не испытывали никакого влечения

(философия, математика, религия, конструирование). Они становятся

равнодушными ко многому из того, что раньше их волновало (семейные и

служебные дела, болезнь близких), и, напротив, повышенно чувствительными к

пустякам. Одни больные при этом перестают уделять внимание своему туалету,

становятся неопрятными, вялыми, опускаются; другие напряжены, суетливы,

куда-то уходят, что-то делают, о чем-то сосредоточенно думают, не делясь с

близкими тем, что их в это время занимает. Нередко на задаваемые им вопросы

отвечают длинными путанными рассуждениями, бесплодным мудрствованием,

лишенными конкретности .

Подобные изменения у одних больных наступают быстро, у других

исподволь, незаметно. У одних эти изменения, нарастая, составляют основное

в картине болезни, у других вскоре возникают иные симптомы, т. е.

развиваются различные формы заболевания.

Учитывая разнообразие проявлений болезни, диагноз шизофрении может

поставить только врач-психиатр. Своевременная постановка диагноза

необходима для правильного и успешного лечения и создания больному щадящих

условий труда и быта. Несмотря на то, что причина болезни неизвестна, она

поддается лечению. Современная психиатрия располагает широким выбором

лечебных методов (медикаментозных, психотерапевтических,

трудотерапевтических), позволяющих воздействовать на шизофрению . Сочетание

этих методов с системой мер по восстановлению трудоспособности и

способности к активной жизни в коллективе дает возможность добиться

длительного отсутствия проявлений болезни.

Больные шизофренией вне обострений сохраняют трудоспособность, могут

жить в семье, находясь под регулярным наблюдением психиатра. О состоянии

больного, о возможности амбулаторного лечения или о необходимости

госпитализации, о сроках пребывания в больнице может судить только врач.

Оценка состояния больного как им самим, так и его родственниками часто

ошибочна.

Распространены предрассудки в оценке происхождения шизофрении,

особенно начавшейся в молодом возрасте. Ее причинами считают половое

воздержание и избыточные умственные занятия. Попытки устранить действие

этих «причин» чреваты тяжелыми последствиями для больного и его близких.

Самолечение, «домашние средства» часто ведут к обострению процесса. При

уклонении от лечения несоответствие поведения ситуации, вероятность

импульсивных поступков и действий под влиянием галлюцинаторных переживаний

или бредовых убеждений учащаются, степень опасности больного для самого

себя и окружающих увеличивается.

Необходимы постоянное и регулярное наблюдение специалистов и строгое

соблюдение врачебных рекомендаций. Как все психические болезни, шизофрения

связана с ограничением выбора профессии. Вопросы выбора и смены

специальности, работы должны решаться совместно с психиатром и в интересах

больного.

Литература

1. Криминалистика. Учебник для вузов. /Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я.

Драпкина. М.: Высшая школа, 1994 год/.

2. Криминалистика. Том 2. Техника, тактика, организация и методика

расследования преступлений. /Под ред. А.Г. Филиппова, А.А. Кузнецова. Омск,

1993 г. с. 557.

3. Справочная книга криминалиста. Изд-во Норма, Инфра-М, 2000 год

4. http://www.narcom.ru/cabinet/online/10.html

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.