реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних

о важности конкретной профилактической работы для сотрудников милиции на

местах: знать места, притягательные для подростков, уметь их

контролировать, вовремя принимать меры по недопущению “разборок”, краж,

грабежей.

До настоящего времени в профилактике преступности недостаточно

уделялось внимания четвертому механизму связи групповых преступлений

несовершеннолетних с алкоголизмом, когда систематическое раннее

употребление алкоголя ведет к интенсивному (ударному) развитию алкогольной

болезни, сопровождающейся деградацией личности подростка, а деградируемая

личность ищет себе подобных - группы деградирующих подростков для

систематического совершения корыстных преступлений:

Рис 4

Изучение историй болезней лиц, находившихся на излечении в лечебно-

трудовых профилакториях, показало, что у тех, кто начал употреблять

алкоголь подростками, алкогольная болезнь развивается в 2,5-3 раза быстрее,

нежели лиц, начавших употреблять алкоголь будучи уже совершеннолетними1 .

Вот почему в борьбе с групповой преступностью важно антиалкогольное

воспитание несовершеннолетних. Деморализованные систематическим

употреблением алкоголя подростки систематически совершают мелкие кражи,

подвизаются в качестве грузчиков в ларьках, коммерческих палатках,

супермаркетах, попрошайничают, группируясь (“кучкуясь”) в асоциальные и

криминальные группы.

Важно знать типологию подростков по их отношению к алкоголю и мотивации

его потребления. Здесь выделяют следующие группы несовершеннолетних:

1) начинающие пить “из любопытства”;

2) употребляющих алкоголь в целях самоутверждения;

3) любителей “кайфа”

4) “алкогольных эстетов”;

5) бравирующих;

6) страдающих алкогольной болезнью.

Развитие алкоголизма начинается с безобидного, на первый взгляд,

употребления алкоголя - из любопытства. Некотороя часть подростков,

удовлетворив свое естественное в этом возрасте любопытство, больше никогда

алкоголь не употребляет.

У других же, испытавших состояние алкогольного опьянения, потребление

алкоголя в группах сверстников или с участием взрослых приобретает

личностный смысл, когда выпивка становится средством самоутверждения. Такие

алкогольные эксцессы обычно носят групповой характер, должны иметь так

называемую аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться (свою

группу, других сверстников или взрослых). Группа алкоголизирующих

подростков легко превращается в “скоп”, избрав для самоутверждения в

качестве способов пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение

актов вандализма, драки, поножовчину, и т.п.

Иначе развивается групповое криминальное поведение несовершеннолетних,

когда употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве

компонента досуга. Сюда относятся группы “любителей кайфа”, а также

“алкогольных эстетов”, у которых социальная зависимость от алкоголя

дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать

алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими

“теориями”: что и как пить предпочтительнее, чтобы получить удовольствие и

наслаждение. Из солидарности или под психологическим давлением к ним

присоединяются и другие подростки, для которых в состоянии опьянения легче

продемонстрировать свое превосходство над другими, показать себя “настоящим

мужиком”, почувствовать уверенность в себе.

Алкогольным эстетам свойственно вовлекать в пьянство девушек, их

спаивание, организация притонов, совершение актов изнасилований. У групп

“любителей кайфа” и “алкогольных эстетов” криминальное поведение становится

дополнением к алкогольным эксцессам, поскольку только употреблением

алкоголя заполнить досуг невозможно.

Наибольшим криминильным риском обладают группы подростков, бравирующих

употреблением алкоголя. Суть этой бравады - в стремлении “всех перепить”.

Досуг их примитивен. Такое смыслообразующее стремление к алкоголю (“выпью

пол-литра и не опьянею”, “моя норма - вам не по зубам!” и др.) способствует

быстрому перерастанию социальной и психологической зависимостей в

физическую зависимость от спиртного, ведет к деградации личности, к той

стадии алкогольной болезни, когда начинает пить без разбора что попало, с

кем попало, где попало и когда придется и в таком состоянии легко идет на

любое преступление для добычи средств на алкоголь1.

За последнее время среди криминальной молодежи возникло новое, прямо

противоположное отношение к алкоголю - своебразный сухой закон. Возник он

под влиянием определенных мафиозных структур, вербующих из среды наиболее

физически развитых подростков себе телохранителей, подручных для расправы с

непокрными, сборщиков “дани” (рэкетиров) и т.п.

Токсикомания и групповая преступность подростков.

Распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей в целях

одурмания себя разные виды токсикомании - сознательное самоотравление, а

значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие

спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют

парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные

препараты, вызывающие состояния близкие к наркотическим; вводят в вены

разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные

эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.

Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами

употребления алкоголя. Основные из них:

1) потребление из любопытства;

2) бравада своей смелостью;

3) стремление самоутвердиться в среде себе подобных;

4) групповая сопричастность (“за компанию”);

5) желание получить “кайф”;

6) желание развлечь себя;

7) желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;

снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и

криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением

преступления и т.п.).

Как и алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление

объединяться в группы, для приобретения, хранения и потребления токсических

веществ. “За компанию” легче всего преодолевается страх пред токсическим

отравлением, интереснее переживать состояние токсических галлюцинаций. В

этом состоянии подросткам свойственна повышенная внушаемость, конформное,

зависимое от группы поведение. Поэтому токсикоманы в руках более опытных

лидеров орудием совершения разных видов преступлений. За токсические

вещества или их заменители, медицинские препараты токсикоманы готовы

совершить любое преступление. Нередко прием токсических веществ приводит в

смерти токсикомана1. Группы токсикоманов можно отнести к примитивным

преступным группам несовершеннолетних.

Наркомания и групповая преступность несовершеннолетних.

Особую заботу должна вызывать у сотрудников милиции и педагогических

работников работа по предупреждению групповой преступности, связанной с

наркоманией2. По данным МВД, в Росси 2,0 миллиона наркоманов. К 2000 году

их число удвоится. Более 20 млн. человек, в основном молодежи, пробовали

наркотики3. Наркомания - чрезвычайно сложное социально-негативное явление,

заключающееся в изготовлении, хранении и сбыте наркотиков. Это самая

доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный

характер, в которой важное место отводится подросткам, как потребителям

наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не

работают. Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие

наказания в исправительном учреждении. Группе свойственны: ярко выраженная

конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе,

свои законы т правила поведения, сигналы обменя информацией. Нередко

группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков

отождествляют с наркоманами, т.е. с лицами, употребляющими наркотики, что

не правомерно. Группа, избравщая распространение наркотиков как средство

обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет,

хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя

притоны и склоняя их к употреблению наркотиков. Но наркомания обязательно

порождает ряд примыкающих и сопутствующих к ней групповых преступлений.

Перечислим основные из них:

незаконный поселв или выращивание опийного мака, индийской, южной,

маньчжурской конопли и других запрещенных к возделыванию культур,

содержащих наркотические вещества;

их танспортировка из регионов произрастания в другие районы страны по

конспиративным каналам групп наккоманов;

подделка рецептов с целью приобретения лекарств накротического действия;

продажа рецептов или самих наркотиков, предназначенных для лекарственных

целей;

организиция или содержание притонов для принятия наркотиков или

предостовление помещения в тех же целях;

совершение в состоянии наркотического опьянения групповых преступлений или

же совершение преступлений для добычи средств на приобретение наркотиков

(кражи, грабежи, разбойные нападения и т.п.)

создание подпольным лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков,

наркотиков типа “винт” (не дающих привыкания)1и использование выделений

живых организмов (отдельных видов паукообразных) для достижения

наркотического опьянения.

По оценкам специалистов Федеральной пограничной службы России, во всем

мире на границе у контрабандистов изымается только около 10% наркотиков, а

остальная, большая из них часть проходит. При этом идет постоянное

усовершенствование способов провоза наркотика через границы. “Чемоданы с

двойным дном - уже вчерашний день... Чаще всего провозят героин с

герметических пакетах, которые притапливаются в бензобаках машин, в пакетах

с соком, коробках конфет и собственных желудках (поместив например НВ в

презерватив), и т.п.2

Между кланами накродельцов постоянно идет открытая и скрытая война, за

сферы преступного промысла, дележ территорий торговли. В этих “разборках”

гибнет огромное количество людей, согласных даже под риском угрозы

собственной жизни, идти на эту войну, только ради обогащения. Подростки в

этой войне всего лишь - разменная монета.

2. Криминальная субкультура как механизм

воспроизводства преступности несовершеннолетних.

Сущность криминальной субкультуры.Основным фактором взаимной

криминализации в криминальных группах подростков является криминальная

субкультура. Для ее обозначения используются и другие темины: “вторая

жизнь”, “социально-негативные групповые явления”, “асоциальная”1.

Считается, что вначале криминальная субкультура возникла в закрытых

воспитательных и исправительных учреждениях, а затем распространилась за их

пределами, захватив большую часть подростков, прежде всего - трудовых и

педаггогически запущенных. Криминальная субкультура как и любая культура по

своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая

ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила и атрибутику. Известно,

что носителем является язык. Возьмем наш “великий и могучий русский язык”.

На сегодняшний день он оказался пронизам терминологией уголовного жаргона,

на котором охотно говорят как подростки, так и депутаты государственной

думы. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезный симптом

нарастания процесса криминализации общества. Эта криминализация в первую

очеред затрагивает подростающие поколение, как наиболее активную в

криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным

особенностям к языковым инновациям.

Носителями криминальной субкультуры являются - рецидивисты. Они

аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт,

“воровские законы и понятия”, а затем передают его подростающему поколению.

Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства

подростковой преступности1. Первый - персонализированный, когда рецидивист

из числа взрослых берет “шефство” над конкретным подростком, знакомя его с

“законами” преступного мира. Второй механизм - через криминализацию всего

населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными

категориями. Третий механизм - через криминальную группу. Эти группы

становятся школами первоначальной подготовки молодхых преступников и

носителями традиций преступного образа жизни. Поскольку криминальные группы

по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами (“дорогами”,

“трассами”), постольку это способствует универсализации, типизации норм и

ценностей криминальной субкультуры, быстроте ее распространения.

Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и

материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и

деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести,

сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности

поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры сосотовляют

чуждые гражданскому обществу ценности, традиции, различные, ритуалы

объединившихся в группы молодых преступников.Ее социальный вред заключается

в том, что она уродливо социализирует личность подростка, стимулирует

перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является

механизмом “воспроизводства” преступности в молодежной среде2.

Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской

субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и

поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с

“чужими”, милицией, общественностью, взрослыми, женщинами и т.п.). Она

прямо, непосредственно и жестко регулирует образ жизни и криминальной

деятельности, внося определенный порядок. В ней прослеживается:

резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее

криминальное содержание;

внутренняя связь с уголовными традициями;

скрытность от непосвященных;

наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом

сознании атрибутов.

Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие

особенности:

1) попрание прав личности, выражающиеся в агрессивном, жестоком и

циничном отношении к “чужим”, слабым и беззащитным;

2) отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к “своим”;

7) нечестность и двуличие к “чужим”;

8) паразитизм, эксплуатация “низов”, глумление над ними;

обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

неуважение прав собеседников, выражающееся в кражах и хищениях;

поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

поощрение низменных инстинков и любых форм асоциального поведения.

Привлекательность криминальной субкультуры для несовершеннолетних.

Криминальная субкультура, ценности которой формируется уголовным миром

с максимальным учетом возрастных особенностей подростков, привлекательна

для подростков и юношей:

наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и

компенсации неудач, постигших их в обществе;

процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные

ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и

необычности;

снятием моральных ограничений;

отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;

учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и

обеспечением ему в “своей” группе моральной, физической, материальной и

психологической защиты от агрессии извне.

Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру

преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд

подсистем (субкультура “воровская”, тюремная, рэкитиров, проституток,

мошенников, фарцовщиков и др.), противостоящих официальной культуре.

Подростково-юношеское криминальная субкультура - одна из самостоятельных

подсистем, тесно связанных с другими подсистемами уголовного мира.

Эмпирические признаки криминальной субкультуры1 . Для определения

эмпирических признаков (критериев) степени сформированности и действенности

криминальной субкультуры в молодежной среде учебного заведения,

исправительного заведения, населенном пункте был использован метод

экспертных оценок. Экспертами выступали начальники исправительных

учереждений, работники инспекций по делам несовершеннолетних, директора

спецшкол, уголовного розыска. По их оценкам, призаки проявления

криминальной субкультуры во всех названных местах сходны, что позволяет

использовать их в психодиагностических целях.

Все критерии, названные экспертами, были сведены в следующие

классифицированные группы:

Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию.

Наличие в учереждении враждующих между собой группировок и конфликтов между

ними.

Жесткая групповая стратификация с делением людей на “чужих” и “своих”, а

“своих” - на касты.

4. Наличие многообразных привилегий для “элиты” и различных табу.

5. Распространенность ритуалов “прописки” новичков.

Признаки, характеризующие отношения к слабым, “низам” и “отверженным”.

7. Факт появления “отверженных (“неприкасаемых”).

Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только

“неприкасаемые”.

9. Подверженность “низов” поборам и вымогательству.

Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложства,

“вафлерства”, “парафина”, стирки нисков и др.

Распространенность симуляций болезней и членовредительства среди “низов”.

Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе.

Групповые нарушения режима учереждения и групповые неповиновения.

14. Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество.

15. Уклонения “авторитетов” от “грязных работ”.

16. Уклонения от учебных занятий, собраний.

17. Отказ от работы в официальном активе или двурушничество.

18. Проявление актов вандализма.

Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени.

20. Распространенность азартных игр.

Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и

тюремных поделок.

Групповое употребление токсических и наркотических веществ, чифирования.

23. Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи.

24. Распространенность кличек как средства стигматизации.

Распространенность татуировок как знаковой системы общения, принятых в

уголовной среде.

Распостраненность уголовного жаргона и других способов общения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы

криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки,

выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и

коммуникации, опознание “своих” и клички выполняющие те же функции); во-

вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией

(татуировки - функия стратификации, клички - функция коммуникации); в-

третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в

психологии группы и интериоризируется индивидом (удовлетворенность кличкой

или татуировкой, до стремления свеми способами избавиться от них). Знание

приверженности группы и личности к определенным ценностям (увлеченность

каратэ, культуризмом, боксом и т.д.) позволяет с достаточной вероятностью

прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры

профилактики.

3. Пути профилактики преступности

несовершеннолетних.

Меры профилактики и их классификация.

За последние годы в стране распалась ранее существовавшая советская

система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. Эта система включала

свыше 50 социальных институтов - разнотипных государственных и общественных

организаций и учреждений.

“Очень дорогую цену общество вынуждено платить в связи с демонтажом

системы профилактики, свертывания многомиллионного движения общественности

за укрепление правопорядка. Лишившись таких ее структурных компонентов, как

народные дружины, советы профилактики, общественные пункты охраны

правопорядка, товарищеские суды, посты народного контроля и т.п. и не

создав ничего нового, государство не просто ослабило свой профилактический

потенциал, а как бы провело полосу отчуждения между официальной судебно-

правовой властью и населением. А ведь применительно к преступности нужен и

должен быть широкий общественный контроль, контроль, основанный на

заинтересованности всего гражданского общества.

Столь неоправданным оказался демонтаж системы правогого просвещения и

воспитания населения. Такме ее звенья, как преподавание основ права на всех

ступенях образования, правовые народные университеты, постоянные

телепередачи и юридические рубрики в газетах и журналах, несли не только

нужную правовую информацию, но и формировали нравственность,

гражданственность, законопослушание. Веление времени - возрождение системы

профилактики преступного поведения”1 и дальнейшее ее развитие, создание

новых форм, с дальнейшим постоянным ее усовершенствованием.

В доперестроечной криминологической литературе подробно были изложены

общие требования к организации системы профилактики преступности

несовершеннолетних. Сейчас же, многолетне накопленный опыт, профилактики

преступности не используется.

Исследования проведенные правоохранительными органими показывают, что

преступность несовершеннолетних более “чувствительна”, чем взрослая

преступность, к мерам борьбы с ней.

Чем же достигалось снижение преступности пдростков, в ряде школ, училищ

и регионов страны?1

Это прежде всего - реализация на уровне региона - общесоциальных,

экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами

власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно

ниже, чем по другим регионам, существенную рольсыграли координационные

советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных

органов, общественных организаций и системы образования, которые

обеспечивали планомерность и комплексность используемых мер, направленных

на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и

формированию криминальных групп несовершеннолетних. Это не только

глобальные социальные меры, направленные на стабилизацию политической,

экномической, социальной обстановке в стране, без разрешения которой о

коренном переломе в борьбе с современной преступностью не может быть и

речи. Это - сфера политики и деятельности политиков и власти вцелом. Важно

воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные

заведения и должностные лица на местах. Она должа включать как общие меры,

так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-

криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных

преступлений несовершеннолетних.

Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса,

совершенствование его органирзации, методического уровня. Это - четкое

выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без

уважительных причин и прогулов, обеспечиние повседневной занятости

учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (“празничных

огоньков”, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных

соревнований и т.д.).

Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только

“повышение воспитывающей роли обучения”, но и гуманизация межличностных

отношений педагогов с учащимися. Это весьма важная и острая проблема, по

скольку “по официальным данным Министерства образования 46 процентов

учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета

Конвенции о правах ребенка”1. Представьте только себе - каков уровень

дидактогении2 в нашей стране, при таком проценте авторитарных учителей.

Сколько в отечественной педагогике говорилось, что подросток, учащийся не

только объект, но субъект воспитания, что главным инструментом воспитания

является коллектив учащихся. Одним из инструментов воспитательного процесса

должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и

молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического

самоуправления, проведение ученических конференций и др.).

Конечно, эти общие и воспитательные меры не принесут результатов, если

не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами,

связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд,

отдых, социальное обеспечение1.

К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

- психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и

выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически

запущенных учащихся, состоявщих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих

судимости, прибывщих из спецшкол или колоний), выявление их дружеских

связей внутри школы (училища) и за ее пределами.

- психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с

этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы,

наблюдения за их межличностными отношениями;

- психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ренней

профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, “вытесненых”

из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение

систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их

пределами.

К специальным криминологическим мерам относятся:

- выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп,

установление их внутриучилищных и внешних связей;

- выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от

группы;

- выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по

пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;

- разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами

подростков.

Принципы профилактической работы. Успех названных мер зависит от

высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц,

занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого

знания и соблюдения основных принципов профилактической работы. Прежде

всего каждый участник профилпктической работы должен четко представлять

себе особенности подростковой преступности и собенности ее профилактики.

Принцип компетентности запрещает делать “все за всех”, предполагает полное

использование администрацией учебного заведения и его коллективом

предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в

правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер

производственного обучения, классный руководитель выявить характер

криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого,

если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами,

как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение

независимых характеристик, метод самооценок, различные тестовые методики

(например, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Семейный праздник”,

различные проективные тесты), метод незаконченных предложений и др.

В профилактике групповой преступности несовершеннолетних важно

соблюдать требования принципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с

преступностью несовершеннолетних.

Взаимодействие заключается:

- в своевременном обмене информацией между участниками профилактической

работы о появлении криминогенным и криминальных личностей и групп;

- совместной разработке планов по переориентации, разобщению и

пресечению деятельности криминальных групп;

- обеспечении совместного постоянного котроля за функционированием

таких групп;

- умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон.

Так, члены педагогического коллектива школы, училища повседневно

“видят” своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в

школе и училище, а органы милиции - использовать свои властные полномочия

по воздействию на такие группы вне учебного времени.

Заключение.

В этой работе, я постарался пролить свет, на уже “пылающий факел”

современности - подрастковую преступность. О ней много говорят, о ней много

пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не

восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут, можно много, привести

оправданий и они все по своему будут правильными, но за это - зло, отвечаем

все мы. Кто напрямую, а кто косвенно. Одна знакомая учительница, казалось

бы человек сведущий в воспитании, чуть не стала жертвой грабежа своим же

сыном и его приятелями, когда возвращалась с работы.

- “... О mon cher, этот детский вопрос в наше время просто страшен:

покамест эти золотые головки, с кудрями и невинностью, в первом детстве,

порхают перед тобой и смотрят на тебя, с их смехом и светлыми глазками, -

то точно ангелы Божии или прелестные птички; а потом... а потом случается,

что лучше бы они не вырастали совсем!”1.

Конечно при таком положении дел в стране в сфере социальной политики и

экономики говорить об искоренении преступности не приходится. Тем более,

что опыт социальной изоляции показал нам, что он не так действенен как мы

думали по многим причинам: среда, в которой подростки там находятся, та же

что и на воле, социально-санитарно-экономические условия не выдерживают

никакой критики. Практика показывает, что задача по недопущению

правонарушений в период содержания несовершеннолетних в исправительных

учереждениях решается недостаточно успешно из-за психологического механизма

взаимной криминализации, который порой не учитывается сотрудниками этих

учереждений в своей работе. В ряде (да вовсех) спецшкол и колоний высок

уровень преступности и различных видов деликвентного поведения,

свойственного местам социальной изоляции: половых извращений, агграваций и

симуляций болезней, членовредительства, вымогательства, наркоманий и

токсикоманий, алкоголизма и т.п. Социальная изоляция вызывает различные

переживания, накладывает свой отпечаток психические свойства личности,

систему ее межличностных отношений, привыкает к такому стереотипу общения,

мировоззрение, ценности и т.д., и личность еще более криминализируется.

С древности было всем известно - что хирургический способ вмешательства

это последний способ лечения, да и он не всегда помогает. Так почему же мы

все забыли мудрость предков и в погоне за самыми современными телевизорами,

музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном

мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях...

Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать1 -

пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать

уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов,

сотрудников ИДН и КДН, да и просто вести пропоганду здорового образа жизни,

труда и т.д. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все

нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне

воспитания. Поэтому ненужно думать, что ваш сын никогда не начнет колоться

или воровать и если (не дай бог) это уже случилось, то не следует от него

отворачиваться, а просто помогите ему выкарабкаться из этого. Поймите, что

дети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят чтоб с ними

считались. Они хотят быть взрослыми - так помогите им...

Надо помнить одно: - “Преступность победить невозможно, но не бороться

с ней тоже нельзя!”1 .

В борьбе с преступностью несовершеннолетних существенно мешают

недостатки в нормотворческой деятельности. Указом Президента Российской

Федерации от 16 сентября 1992 года “О первоочередных мерах в области

государственной молодежной политике” предусматривалась разработка в

трехмесячный срок проектов нормативных актов о реорганизации системы

государственных органов, осуществляющих функции по предупреждению,

профилактике преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, защите

их прав и о создании соответствующих структур в системе органов

испольнительной власти всех уровней. Однако законы по этим вопросам до сих

пор не приняты, хотя установленные сроки их подготовки их давно уже

истекли. Более того, проекты этих законов давно подготовлены, но они не

могут преодолеть бюрократические процедуры их принятия2 .

Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью

несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков,

которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учереждений и

воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой проблемой не удается

прежде всего в силу того, что среди покидающих эти заведения почти половина

подростков - сироты, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет,

многим негде жить, не на что существовать. Практически не решена проблема

их трудоустройства и т.д.

Сенаторы много говорят, что в их регионах выросла преступность

несовершеннолетних и что они с ней борятся, но должного внимания

профилактике неуделяют. Просто нужно понять, что СПИД, НАРКОМАНИЯ И

ПОДРАСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ СЕГОДНЯ - ЭТО СИНОНИМЫ.

ЛИТЕРАТУРА:

В.Ф.Пирожков. Психология подростковой преступности. Т.1. М., 1998г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1 января 1997 года.

3. “Криминология”. Учебник для вузов. М.,1997.

4. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы

профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М.

Академия МВД СССР, 1981, с. 40-58.

5. Машкина К. Никакие: “Доктор, как он?” - “Будет пить...” //

Московский комсомолец, 1995, 3 октября.

6. Горькая случайность // Подмосковные известия. 1995, 21 декабря.

7. Питиримова О. Пути-дороги “дурмана” // Щит и меч. 1995, № 42.

8. Кондрашов А. Красный свет “белой смерти” // Аргументы и факты. 1995,

№ 35.

9. Худяков А. Жизнь под “винтом” // Мир новостей. 1996, № 18.

10. Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец.

1996, 9 апреля.

11. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная

субкультура. М., 1992.

12. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства

подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с.

178-182.

13. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений

закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института

социологии образования. 1994, с. 29-71.

14. Скуратов Ю. Переход к рыночным отношениям требует новой системы

права // Щит и меч. 1996, № 13.

15. Ф.М. Достоевский. Подросток.

16. Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней -

нельзя // Подмосковье, 1995, 4 ноября.

17. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

18. Основы государства и права. Е.А.Кутафин. М., 1998.

Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990,№40.

1 “Криминология”. Учебник для вузов. М.,1997. Стр-690.

2 В.Ф.Пирожков.”Психология подростковой преступности”.М-98г. Стр-20.

1 Там же. Стр-25.

2 Рецидивист Е.Дульбинский к 28 годам имел 7 судимостей (за злостное

хулиганство, разбой, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений,ношение

оружия, хранение наркотиков). Выйдя из колонии приобщил к преступной

деятельности несовершеннолетнего Ефима Р., с которым совершил захват

заложницы, ранил ее спутника, убил работника уголовного розыска//

Б.Соколов. Смерть выбирает молодых. Подмосковные известия. 1995, 2

сентября.

1 Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990,№40.

2 В научной литературе и в прессе я обнаружил огромное количество признаков

(около 50), характеризующих организованную преступность. Здесь приведу лишь

основные из них.

1 “Криминология”. Учебник для вузов. М.,1997. Стр-689.

1 Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности. М-98г. Стр- 33.

1 Социально-психологические и социально-педагогические проблемы

профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М.

Академия МВД СССР, 1981, с. 40-58.

1 Машкина К. Никакие: “Доктор, как он?” - “Будет пить...” // Московский

комсомолец, 1995, 3 октября.

1 По некоторым данным от употребления токсических веществ ежегодно гибнет

до 11 тыс. Подростков. Горькая случайность // Подмосковные известия. 1995,

21 декабря.

2 В 1994 г. Из всего числа раскрытых преступлений, связанных с наркоманией,

10% приходится на женщин и 5% на учащихся. Питиримова О. Пути-дороги

“дурмана” // Щит и меч. 1995, № 42.

3 Кондрашов А. Красный свет “белой смерти” // Аргументы и факты. 1995, №

35.

1 Худяков А. Жизнь под “винтом” // Мир новостей. 1996, № 18.

2 Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец. 9

апреля 1996.

1 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура.

М., 1992.

1 Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой

преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182.

2 Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого

воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии

образования. 1994, с. 29-71.

1 Ф.В. Пирожков. Психология подрастковой преступности. стр-75.

1 Скуратов Ю. Переход к рыночным отношениям требует новой системы права //

Щит и меч. 1996, № 13.

1 Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней - нельзя

// Подмосковье, 1995, 4 ноября.

1 Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности. М-98г.

2 Дидактогения - вызванное нарушением педагогического такта состороны

воспитателя, педагога, тренера, руководителя и пр. Негативное психическое

состояние учащегося (унетенное настроение, стах, фрустрация и др.),

отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.

Может быть причиной неврозов. Словарь практического Психолога. Минск - 98.

1 “Указ президента РФ о воссоздании системы профилактики преступности

несовершеннолетних”. Туда же включены учреждения социальной защиты.

1 Ф.М. Достоевский. Подросток.

1 Основные направления государственной социальной политики по улучшению

положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план

действий в интересах детей), Утверждено Указом Пезидента Российской

Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942.

1 Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней нельзя

// Подмосковье. 1995. 4 ноября.

2 “Криминология”. Учебник для вузов. М.,1997. Стр-709.

-----------------------

Преступление

Потеря

социального

контроля

Алкогольное

опьянение

Алкогольное

опьянение

Корыстное

преступление

Потребность

в алкоголе

Групповое

преступление

Групповой

алкогольный

эксцесс

Потребность в

самоутверждении

Систематические

корыстные

преступления

Алкогольная

болезнь

Систематическое

пьянство

Систематическое

пьянство

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.