реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

Финансовая академия при Правительстве РФ

Кафедра налоговой полиции

Курсовая работа на тему:

«Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка

материалов»

Выполнила

студентка гр. НП4-1

Курицына Е.Д.

Научный руководитель

проф. Моторный И.Д.

Москва 2002г.

План стр.

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы…………………………………………4

7 Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы…………………………...4

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы…………………………………………………..5

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы………………………………………….9

2.1. Идентификационные признаки почерка………………………………………………...9

2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы……………………………………..12

2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование

следователем и судом….…………………..…………………………………………………17

2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой

экспертизы……………..22

Глава 3. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы……………………..25

Заключение……………………………………………………………………………………30

Список использованной литературы………………………………………………………..31

Приложения

Введение

Исследование почерка в современной криминалистике является одной из

важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все

чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более

цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и

минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для

того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной

и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем

взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным

росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста

«беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в

последнее время.

Целью данной работы является раскрытие сущности почерковедческой

экспертизы и оценка ее значимости как одного из важнейших звеньев в деле

расследования и раскрытия преступлений.

Структурно данная работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает

основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, а

именно понятие почерка как предмета исследования, объект, а также основные

задачи исследования.

Вторая глава посвящена методике почерковедческого исследования. Также в

данной главе охарактеризовано современное состояние и возможности

почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской

криминалистической науки.

Третья глава данной работы посвящена подготовке материалов для

почерковедческой экспертизы и содержит практические рекомендации по

подготовке соответствующих материалов для исследования следователем и

судом.

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы

1 Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы

Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных

криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя.

Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства,

условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или

искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол,

возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано

далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.

В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные

рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки,

символы), в которых

проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.

Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая

система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой

лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в

результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные

признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их

совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило,

формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков,

обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится

до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных

признаках письма.

Принято различать:

. технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги,

держание пишущего средства);

. графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

. навыки письменной речи (словарный состав и построение текста,

предложений).

Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в

рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий

письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке

появляется

много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В

почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их

совокупность у каждого человека индивидуальна.

Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система

движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении

длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность

идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при

попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что

выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в

упрощении строения букв.

Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма:

необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние

пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного

аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при

умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого

человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в

этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков

почерка.

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы

Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть

поставлены задачи идентификационного и неидентификационного

(диагностического) характера.

К первым относится:

. установление исполнителя рукописного текста или подписи

Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении

письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание

написанного составляет доказательство определенного факта — подделки,

угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста

документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать

виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве)

обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и

установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали

построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в

первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала

для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее

тетради, изготовил пыжи;

. установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных

фрагментов текста и подписей

Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов,

проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего

какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания

полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает

почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может

быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем

первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.

Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может

быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать,

что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени

вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая

экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение

эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.

Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и

неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:

. установление факта письма в необычных условиях или при необычном

состоянии писавшего;

. установление одновременности выполнения всех фрагментов текста,

подлежащих экспертизе;

. решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи;

. определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.

Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится

выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо

в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о

невозможности решения поставленной перед ним задачи.

Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил

совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не

являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или

отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о

невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1]

При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные

вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи.

Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить,

могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения

подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.

Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда

другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей)

установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным

человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом

сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий,

сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.

Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят

перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к

тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь

установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время

либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после

написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным

исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и

технической экспертизы документов.

Необходимость в определении времени выполнения рукописи может

возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности

составления завещаний.

Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют

методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс

подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.

При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо

подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему

экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в

отношении которого проводится исследование.

Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными

лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или

несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь

исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При

проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных

условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных

условиях.

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы

2.1. Идентификационные признаки почерка

Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом,

необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое

сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать

почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и

практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены,

систематизированы и получили название идентификационных признаков

письма.[2]

Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-

двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в

комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.

Особенности письменно-двигательного навыка входят в так

называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет

дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи.

Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие

признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают

представление о системе графического начертания всей совокупности

письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам,

относятся к частным признакам почерка.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:

1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного

навыка;

2) отражающие структурные характеристики движений;

отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и

движений (топографические).

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-

двигательного навыка

1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма,

проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе,

устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой

системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa

мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.

Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка

письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки,

характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших

обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.

О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму

свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов,

неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер

которых определяется прописями.

В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке

признаки низкой координации движений, особенно неравномерность

протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более

отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.

Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-

двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и

быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью

пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx

знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.

Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки,

отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и

характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны

относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма,

постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов,

упрощенное строение букв.

2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки

зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и

2) сочетаний элементов букв, слов, фраз.

Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах

прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей

элементов, смещенных началах и окончаниях движений.

Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности

параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей

рукописи.

3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.

Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений

при выполнении букв и их сочетаний.

Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений.

Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем

медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при

выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа.

4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в

целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли

развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво,

стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к

быстрому темпу письма.

По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения;

2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.

К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее

целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и

одновременно сохранению четкости рукописи.

Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма,

который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности

(координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного

почерка.

Для группы почерков усложненного строения характерно значительное

увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми

почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к

оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом

всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие,

тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и

буквы в целом.

Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории

1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая

форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-

дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо

извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания

различных форм движений.

2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в

отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в

отношении дугообразных элементов букв и букв в целом.

По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и

неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона.

Направление движений при выполнении дугообразных элементов —

левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой

стрелке).

Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и

расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее

2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая.

Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв),

средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы).

Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу

нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.

Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов

рукописи и движений

Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей,

резолюций) в пределах листа бумаги.

Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие

полей, их локализация, размер и конфигурация — прямолинейная, вертикальная,

правонаклонная, левонаклонная.

Размещение начального движения в первой строке абзаца

относительно начала других строк и предшествующей строки

(размер красной строки или интервала между абзацами).

Размер интервала между строками — большой, малый.

Размещение линии письма относительно бланковой строки — на типографской

линовке, под типографской линовкой.

Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального

среза бумаги) — горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая,

ступенчатая.

Размер интервалов между словами — большой, средний, малый.

Размещение движений при выполнении знаков препинания — относительно

предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки.

Среди частных признаков почерка можно выделить следующие:

- форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов

(прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая);

- направление движений при написании. Различают движения снизу вверх,

сверху вниз, левоокружные, правоокружные;

- протяженность движений. Она характеризуется относительным размером

штрихов различных элементов букв;

- связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также

вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами);

- относительное размещение точек начала, окончания, пересечения

и соединения движений;

- последовательность движений, которыми выполняются различные

элементы букв и их соединения;

- сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и

упрощенные движения, по сравнению с прописями.

В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях

решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения

рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.),

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.