реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем

Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем

Министерство Образования и Науки Украины

Национальная Юридическая Академия Украины им.Я.Мудрого

Кафедра Криминалистики

Научный Доклад на тему:

“Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации

денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем”

Выполнил: студ. 4-го курса

40 групы 5-го фак-та

Волошин Сергей Владимирович

Проверил: Мусиенко

Олег Леонидович

г.Харьков

2003р.

П Л А Н

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Понятие, сущность и криминалистическая характеристика «легализации

денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем»

2. Международное право в борьбе с отмыванием денег

3. Квалификация легализации по украинскому законодательству

4. Проблемы, которые возникают при расследовании легализации, способы их

решения

ВЫВОД

Список использованной литературы

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного

незаконным путем, - одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики,

которые породили коррупцию, стяжательство как средство накопления

первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии

недостаточного праворегулирования в переходный период к рыночной экономике

создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических либо

юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение

которого стали называть «теневой» экономикой.

«Теневой» капитал – это денежные средства, нажитые преступным путем

и скрываемые от налогообложения. В прошлом их называли «ворованные деньги»,

добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества,

т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные из

законного товарооборота в государственной экономической деятельности.

Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость,

официально пустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» их

в различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенных

налогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономической

деятельности.

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного

игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной

деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость

законных, пустить в оборот.

Таким образом, «теневой капитал» - это подпольные, неучтенные

средства государственных предприятий, организаций с любой формой

собственности, а также физических лиц, нажитые незаконно: путем хищения,

присвоения, мошенничества, кражи, грабежа, игрового и наркобизнеса и т.п..

1.

Один из руководителей Группы международных финансовых действий

(GAFI) Э.Янг, выступая на конференции стран – членов Совета Европы по

проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29

ноября – 1 декабря 1994г.) отметила следующие негативные последствия

отмывания денег:

- у преступников создается ощущение безнаказанности. Это делает

преступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности,

прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовым

нормам;

- преступные организации получают возможность финансировать свою

дальнейшую деятельность;

- неконтролируемое использование преступными организациями отдельных

финансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовой

системе, особенно в странах с развивающейся экономикой;

- сосредоточение экономической и финансовой власти в руках

преступных организаций в конечном счете может подорвать национальную

экономику этих стран и демократические системы их власти и управления.

В самом общем виде «отмывание грязных денег» можно определить как

«перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие

истинного источника или собственности, от которых незаконным образом

получены деньги, и создание характера законности для источника и

собственности».

Легализация по своей сути – преступная деятельность по выведению

денежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введение

их в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или какому-

либо имуществу статуса законной собственности определенного юридического

или физического лица.

Следовательно, приобретенное незаконным путем становится фактически

законной собственностью. Процесс легализации еще в 20-х годах прошлого

столетия с легкой руки «крестного отца» чикагской мафии Аль Капоне получил

название «отмывание».

Легализация имеет две формы: простую и сложную. Простая форма по

своей структуре является всего лишь стадией сложной легализации,

представляющей собой многоходовую мошенническую финансовую операцию, в

которой участвуют легальные коммерческие финансово-банковские структуры. В

Украине по оценкам некоторых экономистов «теневой» капитал составляет около

60% всего оборота.

Отсутствие легальных источников дохода у физических лиц либо явное

несоответствие их операциям с большими денежными суммами, приобретение

недвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающие

доходы юридического либо физического лица, - все это признаки легализации.

Предметом непосредственного посягательства этого преступления

являются денежные средства или имущество. Под денежными средствами

подразумевают не только деньги и валюту, но и банковские и дорожные чеки,

денежные переводы, инвестиционные ценные бумаги, облигации, сертификаты,

товарораспорядительные документы, предъявление которых является достаточным

для вступления в права, договора купли-продажи, займа, документы

кредитования. Имущество – это недвижимость, а также транспортные средства,

драгоценности, благородные и редкие металлы.

По способу совершения легализация как действие по выведению

денежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и придание

им законного статуса осуществляется посредством:

1.финансовых операций;

2.сделок купли-продажи, займа, кредитования;

3.предпринимательской деятельности;

4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм,

предприятий).

Способы легализации непосредственно связаны с совершением других

преступлений, например, взяточничество, злоупотребление служебным

положением, коррупция, вымогательство, захватом заложником (пример

Березовского), финансовым мошенничеством, терроризмом. Приведем некоторые

из них по классификации В.И.Куликова:

- участие должностных лиц государственных учреждений в

коммерческой деятельности для извлечения личной или

корпоративной прибыли;

- «перекачка» государственных средств в коммерческие

структуры и «обналичивание» денег;

- предоставление льгот для своей корпоративной группы

(политической, религиозной, национальной) с отвлечением

государственных ресурсов;

- воздействия на средства массовой информации для получения

личной или корпоративной прибыли;

- использование государственными служащими подставных фирм,

чаще всего оформленных на родственников, в коммерческих

структурах;

- использование служебного положения для манипулирования

информацией )искажение, затягивание сроков выдачи и т.п.)

с целью извлечения личной выгоды;

- бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве

материальных средств для их «переброски» в другие

коммерческие структуры, политические партии,

благотворительные фонды с прямой личной выгодой;

- лоббизм при принятии нормативных актов в интересах

определенных групп;

- представление государственных финансовых ресурсов в

избирательные фонды отдельных претендентов.

Необходимо добавить также такие способы как:

- создание благотворительных фондов лицами, имеющих цель

скрыть источник своих доходов, и анонимное «

пожертвование» этих денег в свои же фонды;

- неконтролируемое введение в коммерческий оборот денежных

средств с помощью образования легальных хозяйственных

структур на территории Украины;

- участие в приватизации;

- создание предпринимательской оболочки, видимости высокой

рентабельности предприятия для прикрытия осуществляемых

операций;

- приобретение ценных бумаг через подложные счета;

- использование банковских механизмов, усложненных схем

финансовых отношений и движения денежных средств;

- перечисление средств на ЛОРО-счета нерезидентов;

- инвестиционная деятельность;

- обналичивание с использованием оффшорных фирм и др.

Нередко самым сложным в расследовании легализации становится

установлении личности преступника. Это лица так или иначе участвующие в

политической, экономической и общественной деятельности, среди которых –

депутаты, работники министерств и иных государственных учреждений,

директора, экономисты, бухгалтера предприятий с государственной либо

коллективной формой собственности, руководители предпринимательских

структур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п.

В настоящее время по вопросу субъекта данного преступления имеются

две точки зрения. Согласно первой – субъектом этого преступления может быть

любое лицо, в том числе и совершившее первичное преступление, согласно

второй – субъектом может быть только лицо, которое не совершило первичное

преступление. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к п.2ст.6

Страсбурской конвенции 1990г., предусмотривающему возможность, но не

обязательность, указания в национальном законодательстве на то, что

ответственность за легализацию доходов не распространяется на лиц,

совершивших основное правонарушение (преступление). Поскольку принятие

окончательного решения по данному вопросу является прерогативой

национального законодателя, а в ст.209 УК Украины указание на специальный

субъект отсутствует, то субъектом данного преступления может быть любое

лицо, то есть как лицо, совершившее первичное (основное) преступление, так

и лицо, которое не совершало первичное преступление. Соответственно, лицо,

которое совершило первичное преступление, а затем легализовало средства,

полученные от совершения этого преступления, подлежит уголовной

ответственности по правилам реальной совокупности.

2.

В настоящее время операции по легализации преступных доходов, как

правило, носят международный характер. Профессиональные преступники

действуют на международном уровне не только потому, что стремятся завладеть

все более масштабными рынками. Риск быть пойманными уменьшается из-за

серьезных проблем между правоохранительными органами многих стран и из-за

отсутствия правовой базы. Поэтому национальные границы являются элементом,

скорее способствующим, чем препятствующим безнаказанному отмыванию денег.

Используя пробелы в международном законодательстве, отдельные преступники и

криминальные группы (число тех и других постоянно растет) осуществляют

незаконную деятельность на глобальных рынках и вовлекаются в международное

отмывание денег. Для легализации криминальной прибыли они выбирают самое

слабое звено в цепи, т.е. страну, где соблюдение банковской тайны наиболее

строгое, а надзор правоохранительными органами за банковской деятельностью

наименее эффективен или вообще отсутствует. Как правило, правительства

указанных стран, заинтересованные в международном сотрудничестве и

инвестициях, не проявляют внимания к происхождению капитала, вливающегося в

их финансовую систему. Таким образом, "отмытые" деньги проникают на

международные финансовые рынки. "Грязные" наличные нередко смешиваются с

легальными доходами, полученными в результате обычной деловой активности, и

декларируются как "чистые" деньги. В подобных случаях преступники часто

управляют предприятиями, торгующими или оказывающими услуги за наличные

(например, рестораны или универмаги). Доход, полученный от таких

предприятий, смешивается с "грязными" деньгами и депозитируется на

банковские счета без каких-либо подозрений.

В условиях расширения международного финансового рынка в начале 80-

х годов развитые страны начали включаться в борьбу с отмыванием денег.

Выработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег была начата на

международном уровне Комитетом по правилам и методам контроля за

банковскими операциями («Базельским комитетом»), в который входят

представители центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии,

Канады, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии. В декабре 1988 г. Комитет

принял декларацию «О предотвращении использования банковской системы в

целях отмывания денег, полученных преступным путем».

Международные усилия по предотвращению отмывания денег также

включают в себя:

. Конвенцию ООН "О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и

психотропных средств" 1988 г.,

. Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной

организованной преступности совещания министров "восьмерки"

(Париж, 12 апреля 1996 г.),

. Конвенцию Совета Европы "Об "отмывании", расследовании и

конфискации преступных доходов" 1990 г.

. и другие документы.

Международный интерес к проблеме отмывания денег первоначально

возник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег через

границу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием денег,

полученных от наркобизнеса.

Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег,

в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций

о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных

веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская Конвенция),

ратифицированную более чем ста странами. Наряду с требованием от государств-

участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность

за преступления, связанные с производством, распределением, продажей

наркотиков, организацией, управлением или финансированием незаконных

операций с наркотиками, Конвенция потребовала определить как преступление

отмывание связанных с наркотиками денег.

Участники Конвенции с учетом конституционных принципов и основных

положений правовых систем своих стран обязывались определять как

преступления приобретение собственности, владение собственностью или

использование собственности, если во время получения собственности было

известно, что она приобретена преступным путем в результате совершения

преступлений, связанных с наркотиками.

В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и

конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8

ноября 1990 г., отмечается, что лишение преступника доходов, добытых

преступным путем, является одним из эффективных и современных методов

борьбы против опасных форм преступности.

Государства, подписавшие данную Конвенцию, взяли обязательство

квалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленных

действий:

1) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот,

кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход

от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение таких

материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении

основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;

2) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения,

размещения, движения или действительной принадлежности материальных

ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти

ценности представляют собой полученное преступным путем;

3) приобретение, владение или использование материальных ценностей,

о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользуется, знает в

момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем;

4) участие в одном из названных выше правонарушений или в любой

ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия,

помощи или совета с целью его совершения.

Необходимость координации действий национальных правоохранительных

органов на международном уровне послужила причиной создания в соответствии

с решением саммита «большой семерки» в Париже в 1989 году специальной

международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

ФАТФ - межправительственная организация, цель которой разработка и

реализация политики, направленной на борьбу с отмыванием денег. В ФАТФ

входят 29 стран и две международные организации - все страны-члены ОЭСР,

Гонконг, Сингапур, страны Латинской Америки, Австралия, Совет

сотрудничества стран Персидского залива, Еврокомиссия.

Одним из основных направлений работы ФАТФ является разработка 40

рекомендаций по борьбе с легализацией преступных доходов - системы мер,

рекомендуемых комиссией к принятию во всех странах и обязательных для стран-

членов ФАТФ. Данные рекомендации были впервые подготовлены в 1990 году и в

1996 году был осуществлен их пересмотр с учетом накопленного опыта за

шестилетний период и изменений, произошедших в сфере легализации

криминальных доходов. Рекомендации предлагаются лишь в качестве базовых

универсальных принципов организации борьбы с отмыванием денег, которые

каждая страна должна внедрять в соответствии с конкретной ситуацией и

особенностями национальной конституционной системы.

Рекомендации состоят из трех основных разделов: рекомендаций по

совершенствованию национальной законодательной системы, мер в финансовой

сфере, а именно роли кредитно-финансовых учреждений в борьбе с отмыванием

денег, и мер по активизации международного сотрудничества в сфере

противодействия отмыванию капиталов.

В частности, в рекомендациях указано, что каждая страна должна

предпринять необходимые меры, в том числе на законодательном уровне, чтобы

определить отмывание денег как уголовное преступление в соответствии с

Венской Конвенцией 1988 г.; каждая страна должна распространить действие

преступления по отмыванию денег, полученных от торговли наркотиками, на

преступления, связанные с серьезными правонарушениями; каждая страна сама

определяет, какие тяжкие преступления должны быть установлены как

обоснование преступления по отмыванию денег; уголовную ответственность

должны нести не только служащие, но по возможности и сами корпорации;

законы финансовых институтов о тайне должны разрабатываться так, чтобы не

препятствовать действиям против отмывания денег; финансовые учреждения

должны обращать особое внимание на все запутанные операции на большие суммы

и все необычные схемы операций, не имеющие очевидной экономической цели или

очевидного законного характера; в случае, когда финансовые учреждения

подозревают о преступном характере происхождения средств, они обязаны

своевременно сообщить о своих подозрениях компетентным органам.

ФАТФ постоянно отслеживает соблюдение членами комиссии указанных

рекомендаций. Помимо этого страны-члены организации обязаны осуществлять

взаимный контроль об исполнении требований комиссии. В ходе деятельности

комиссии стало очевидно, что по мере укрепления систем противодействия

отмыванию денег отдельными государствами, криминальные структуры начинали

искать пробелы в законодательствах стран, не предпринимающих адекватных мер

в борьбе с отмыванием капиталов и не сотрудничающих в этой сфере с мировым

сообществом.

Данная ситуация обусловила необходимость активизации работы комиссии с

данными государствами. ФАТФ был подготовлен специальный отчет по проблеме

указанных государств, в котором были даны критерии определения государств,

не принимающих адекватных мер по борьбе с отмыванием денег, и перечислены

данные страны. Комиссией предлагалась система мер в отношении данных стран,

рекомендуемая при проведении операций с ними.

В июле 2000 г. власти США инструктировали финансовые институты страны

о необходимости контроля об осуществлении операций с 15 государствами, не

предпринимающими адекватных мер по борьбе с отмыванием капитала и не

сотрудничающих в этой сфере с мировым сообществом. В этой связи Управлением

по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства Финансов США (Financial

Crimes Enforcement Network - FinCEN) был разослан циркуляр (Advisory) о

системе мер, необходимых к принятию финансовыми институтами при проведении

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.