реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Компьютерные преступления

компьютера, записанной в его постоянной памяти. Не прошло и двух недель

после выхода этой версии, как хакерами была создана программа, эмулирующая

нужную дату на любой ЭВМ. Теперь любой желающий может найти такую программу

в компьютерных сетях и бесплатно установить на свой компьютер базу данных

стоимостью более 1000$ США.

Успехи хакеров настолько велики, что, например, США намерены

использовать их в информационной войне.

С момента официального признания в 1993 году военно-политическим

руководством США "информационной войны" в качестве одной из составляющих

национальной военной стратегии, ускоренными темпами идут поиски методов,

форм и средств ее ведения. Так, в последние годы все чаще говорят о

целесообразности привлечения хакеров на различных стадиях "информационной

войны".

Хакеры наиболее эффективно могут быть использованы на этапе сбора

разведывательной информации и сведений о компьютерных сетях и системах

вероятного противника.

Они уже накопили достаточный опыт в угадывании и раскрытии паролей,

использовании слабых мест в системах защиты, обмане законных пользователей

и вводе вирусов, "троянских коней" и т.п. в программное обеспечение

компьютеров. Искусство проникновения в компьютерные сети и системы под

видом законных пользователей дает хакерам возможность стирать все следы

своей деятельности, что имеет большое значение для успешной

разведывательной деятельности. Кроме того, обозначенная видимость законного

пользователя дает возможность хакеру-разведчику сформировать ложную систему

и ввести ее в сеть противника в качестве законного пользователя информации.

Не менее эффективным может являться применение опыта хакеров в

электронной войне при решении задач дезинформирования и пропаганды через

информационные системы и сети противника. Для хакеров не составляет

проблемы манипулирование данными, находящимися в базах данных противника.

Им также не трудно лишить противника возможности доступа к информационным

ресурсам, использование которых входило в его планы. Для этого могут

использоваться способы загрузки систем большим количеством сообщений,

передаваемых по электронной почте, или заражение систем противника

компьютерными вирусами.

По сообщениям зарубежных СМИ, проблема использования хакеров в

интересах информационной войны в настоящее время не только ограничивается

изучением их опыта, но и реализуется на практике. Спецслужбы США и

некоторых европейских стран уже прибегают к услугам этой категории

компьютерщиков.

§ 2. Предупреждение компьютерных преступлений.

Международный опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что

одним из приоритетных направлений решения задачи эффективного

противодействия современной преступной деятельности является активное

использование правоохранительными органами различных мер профилактического

характера.

Большинство зарубежных специалистов прямо указывает на то, что

предупредить компьютерное преступление всегда намного легче и проще, чем

его раскрыть и расследовать.

Обычно выделяются три основные группы мер предупреждения компьютерных

преступлений, составляющие в своей совокупности целостную систему борьбы с

этим социально опасным явлением: правовые, организационно-технические и

криминалистические.

Вступлением в силу Уголовного кодекса РФ отечественное уголовное

законодательство приведено в соответствие с общепринятыми международными

правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран. Теперь

очередь за принятием нового уголовно-процессуального законодательства,

регламентирующего все возможные следственные действия и механизм их

осуществления применительно к специфике компьютерных преступлений.

Проблемы затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных

преступлений включают в себя: выявившееся несовершенство УК (состав

преступлений ст.ст.272, 274 - материальный (требует наличие перечисленных в

законе общественно опасных последствий); дефицит специалистов в МВД;

отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру

места происшествия и т.п.); недоработанность УПК (в частности неясно, как

принимать в качестве доказательства электронный документ); и некоторые

другие проблемы.

Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами сдерживания не

всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения

преступлений. Тогда следующим этапом становится применение мер

организационно-технического характера для защиты средств компьютерной

техники от противоправных посягательств на них.

Ввиду того, что компьютерные преступления все больше приобретают

транснациональный характер (вспомним хотя бы дело В. Левина о проникновении

в электронную сеть “Сити-банка” в 1995г.), усиливается международное

сотрудничество в этой области.

Так 9-10 декабря 1997г. в Вашингтоне прошла встреча министров юстиции и

внутренних дел стран “восьмерки” на которой обсуждались вопросы усиления

борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и было принято

специальное Коммюнике. Во исполнение решений этой встречи Генеральной

прокуратурой России совместно с МВД, ФСБ, ФСНП и ФАПСИ был разработан план

мероприятий по реализации Коммюнике в России. Этот план предполагает

следующие мероприятия:

1 Разpаботать порядок взаимодействия правоохранительных и иных

заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, а также

обмена информацией в борьбе с использованием высоких технологий в

преступных целях.

2 Обобщить прокурорско-следственную практику по делам о преступлениях в

сфере высоких технологий и на этой основе разработать методические

рекомендации на местах.

3 Организовать и провести научно-практическую конференцию с участием

иностранных специалистов и практических работников по проблемам выявления

пресечения и расследования преступлений в сфере высоких технологий.

4 Подготовить методические рекомендации по выявлению, предупреждению,

раскрытию преступлений в сфере высоких технологий.

5 Создать в составе экспертно-криминалистических учреждений

подразделения для производства экспертиз по делам о преступлениях в сфере

высоких технологий

6 Проанализировать действующее законодательство Российской Федерации по

рассматриваемой проблеме, по результатам подготовить проект соответствующих

законодательных актов, в том числе о внесении дополнений изменений в это

законодательство.

7 Подготовить проект закона о дополнении ст.ст. 272-274 УК Российской

Федерации санкциями, позволяющими осуществлять конфискацию технических

средств, программного обеспечения и накопленной информации,

использовавшихся в преступной деятельности.

8 Создать межведомственный центр для проведения исследований и

экспертиз при расследовании преступлений, совершенных с использованием

компьютерных и

информационных систем, сертификации компьютерных и информационных систем на

предмет достоверности и полноты данных протоколов регистрации пользователей

и другой служебной информации; обучения сотрудников правоохранительных

органов методике изъятия и обеспечения сохранности доказательственной базы

таких преступлений.

9 Разработать программу подготовки кадров, специализирующихся для

работы в сфере высоких технологий.

10 Ввести в программы обучения юридических вузов курс лекций по

проблемам борьбы с преступностью в сфере высоких технологий с подготовкой

учебных пособий.

11 Организовать обучение необходимого числа сотрудников для решения

зада борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и оказания помощи

правоохранительным органам других стран.

Несомненно, проблема кадрового обеспечения правоохранительных органов

стоит для России наиболее актуально. Даже в такой глубоко

информатизированной стране как США сейчас принимаются срочные меры для

ликвидации дефицита кадров в области компьютеризации американского

общества. Для этого разработана специальная правительственная программа,

включающая:

- компьютерную переподготовку людей, потерявших работу в других отраслях.

На это ассигнуется 3 млн. долларов;

- организацию централизованного банка данных, доступного через Internet, в

котором будут храниться сведения о вакансиях;

- широкую пропагандистскую компанию по поднятию престижа работников

компьютерной сферы.

В настоящее время в США компьютерная индустрия имеет 346 тыс. вакансий,

а в течение следующего десятилетия к их числу добавится еще 1,3 млн.

рабочих мест.

На фоне таких цифр просто смешно говорить о компьютеризации

правоохранительных органов нашей страны, где редкий следователь умеет

просто печатать на компьютере, не говоря о расследовании компьютерных

преступлений.

К счастью не везде ситуация настолько плоха. Уже 2 года назад в составе 3

отдела ГУЭП МВД России создано "Отделение по борьбе с хищениями денежных

средств,

совершаемых с использованием электронных средств доступа". Вслед за этим в

С-Петербурге, Москве и нескольких других крупных городах созданы отделы

(отделения) аналогичной направленности.

В сентябре 1997г. в Академии МВД России прошел семинар по компьютерным

преступлениям и правам на интеллектуальную собственность. В течение пяти

дней шесть агентов ФБР обучали отечественных специалистов проведению

расследования в области компьютерных правонарушений.

Названия основных тем лекций звучали завораживающе: "Использование

компьютеров в преступлениях", "Роль прокурора в расследовании компьютерных

преступлений", "Законы о компьютерных преступлениях", "Случаи вторжения в

компьютер", "Видео-компьютерные преступления". Но реальное наполнение

лекций оказалось излишне обобщенным. В чем преуспели американские коллеги -

так это в разработке законодательной базы.

Действительно, в отличие от российских специалистов, агенты ФБР имеют

четкое руководство к действию в виде части 18 Свода законов. Здесь

содержится множество статей, параграфов и пунктов, однозначно

классифицирующих, например, ответственность за торговлю компьютерными

паролями; за причинение ущерба передаче данных, повлекших за собой

повреждение компьютера и информации; незаконный доступ к компьютеру,

используемому правительством, и т.д. Кстати, ответственность за разного

рода компьютерные преступления может составлять до 30 лет тюрьмы или до 1

млн. долл. штрафа. В ФБР введена стройная классификация с упоминанием и

разбором типичных примеров: "Пирамида", "Операции с предварительно

уплаченным взносом", "Спланированное банкротство" или "Мошеннические

операции в телемаркетинге".

Понимание истинной квалификации российских коллег пришло к агентам ФБР

после знакомства с уровнем разработок, проводимых в научных подразделениях

Академии МВД. Оказалось, что многие отечественные разработки, например

средство контроля за информацией, передаваемой по телефонным каналам связи,

или средство построения различных систем идентификации личности ни в чем не

уступают зарубежным.

Семинар лишний раз продемонстрировал, что у нас имеется все необходимое

- высококвалифицированные специалисты, ресурсы и даже оборудование - для

успешной борьбы с компьютерными преступлениями.

К сожалению, приходится признать, что большая часть компьютерных

преступлений совершается вследствие недостаточности организационных мер в

предприятиях и организациях, слабой защитой данных от несанкционированного

доступа, недостаточной конфиденциальности, слабой проверки и инструктажа

персонала.

Анализ материалов отечественных уголовных дел позволяет сделать вывод о

том, что основными причинами и условиями, способствующими совершению

компьютерных преступлений в большинстве случаев стали:

1) неконтролируемый доступ сотрудников к пульту управления (клавиатуре)

компьютера, используемого как автономно, так и в качестве рабочей станции

автоматизированной сети для дистанционной передачи данных первичных

бухгалтерских документов в процессе осуществления финансовых операций;

2) бесконтрольность за действиями обслуживающего персонала, что позволяет

преступнику свободно использовать указанную в п. 1 ЭВМ в качестве орудия

совершения преступления;

3) низкий уровень программного обеспечения, которое не имеет контрольной

защиты, обеспечивающей проверку соответствия и правильности вводимой

информации;

4) несовершенство парольной системы защиты от несанкционированного доступа

к рабочей станции и ее программному обеспечению, которая не обеспечивает

достоверную идентификацию пользователя по индивидуальным биометрическим

параметрам;

5) отсутствие должностного лица, отвечающего за режим секретности и

конфиденциальности коммерческой информации и ее безопасности в части защиты

средств компьютерной техники от несанкционированного доступа;

6) отсутствие категорийности допуска сотрудников к документации строгой

финансовой отчетности, в т. ч. находящейся в форме машинной информации;

7) отсутствие договоров (контрактов) с сотрудниками на предмет

неразглашения коммерческой и служебной тайны, персональных данных и иной

конфиденциальной

информации.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективной защитой от

компьютерных правонарушений является введение в штатное расписание

организаций должности специалиста по компьютерной безопасности

(администратора по защите информации) либо создание специальных служб как

частных, так и централизованных, исходя из конкретной ситуации. Наличие

такого отдела (службы) в организации, по оценкам зарубежных специалистов,

снижает вероятность совершения компьютерных преступлений вдвое.

Кроме того, в обязательном порядке должны быть реализованы следующие

организационные мероприятия:

1) для всех лиц, имеющих право доступа к СКТ, должны быть определены

категории доступа;

2) определена административная ответственность за сохранность и

санкционированность доступа к информационным ресурсам;

3) налажен периодический системный контроль за качеством защиты

информации;

4) проведена классификация информации в соответствии с ее важностью,

дифференциация на основе этого мер защиты;

5) организована физическая защита СКТ.

Помимо организационно-управленческих мер, существенную роль в борьбе с

компьютерными преступлениями могут играть меры технического характера

(аппаратные, программные и комплексные).

Аппаратные методы предназначены для защиты компьютерной техники от

нежелательных физических воздействий и закрытия возможных каналов утечки

конфиденциальной информации. К ним относятся источники бесперебойного

питания, устройства экранирования аппаратуры, шифрозамки и устройства

идентификации личности.

Программные методы защиты предназначаются для непосредственной защиты

информации. Для защиты информации при ее передаче обычно используют

различные методы шифрования данных. Как показывает практика, современные

методы шифрования позволяют достаточно надежно скрыть смысл сообщения.

Например, в США, в соответствии с директивой Министерства финансов, начиная

с 1984г. все общественные и частные организации были обязаны внедрить

процедуру шифрования коммерческой информации по системе DES (Data

Encryption Standard). Как правило, российские пользователи справедливо не

доверяют зарубежным системам, взлом которых стал любимым развлечением

хакеров и всяких джеймсов бондов. Однако и российские государственные

системы тоже могут быть ненадежными - когда над Охотским морем советскими

истребителями был сбит корейский пассажирский самолет, правительство США

уже через неделю представило в ООH дешифровку переговоров наших военных

летчиков со станциями слежения. Но с тех пор прошло пятнадцать лет.

Разработаны, сертифицированы и активно используются десятки отечественных

систем шифрования. Ряд из них имеют криптографическую защиту, то есть

теоретически не могут быть взломаны за разумное время (менее десяти лет)

даже сотрудниками ФАПСИ и уж тем более любопытствующими хакерами.

При рассмотрении вопросов, касающихся программной защиты информационных

ресурсов, особо выделяется проблема их защиты от компьютерных вирусов как

способа совершения компьютерного преступления. В настоящее время

разрабатываемые отечественные и зарубежные программные антивирусные

средства позволяют с определенным успехом (примерно 97%) опознать

зараженные программные средства и их компоненты. Существующие антивирусные

программные пакеты (AIDSTEST, DrWeb, SHERIFF, ADinf, Norton Antivirus и

др.) позволяют обнаруживать и уничтожать большинство вирусных программ.

Глава 4. Методика и практика расследования преступлений в сфере

компьютерной информации.

Хорошо известно, что одними мерами предупреждения не всегда удается

предотвратить преступное посягательство. В связи с этим возникает

необходимость заниматься не только вопросами защиты средств компьютерной

техники, но и решать вопросы расследования компьютерных преступлений.

В 1998 г. в Экспертно-криминалистическом центре МВД был проведен

классификационный анализ лиц, замешанных в применении компьютеров для

совершения противоправных деяний. Обобщенный портрет отечественного

злонамеренного хакера, созданный на основе уголовного преследования такого

рода личностей, выглядит примерно так: это мужчина в возрасте от 15 до 45

лет, либо имеющий многолетний опыт работы на компьютере, либо почти не

обладающий таким опытом; в прошлом к уголовной ответственности не

привлекался; является яркой, мыслящей личностью, способной принимать

ответственные решения; хороший, добросовестный работник, по характеру

нетерпимый к насмешкам и к потере своего социального статуса в рамках

группы окружающих его людей; любит уединенную работу; приходит на службу

первым и уходит последним; часто задерживается на работе после окончания

рабочего дня и очень редко использует отпуска и отгулы.

По сведениям того же Экспертно-криминалистического центра МВД,

принципиальная схема организации взлома защитных механизмов информационных

системы достаточно однотипна. Профессиональные компьютерные взломщики

обычно работают только после тщательной предварительной подготовки. Они

снимают квартиру на подставное лицо, подкупают сотрудников организации,

знакомых с деталями электронных платежей и паролями, и работников

телефонной станции, чтобы обезопаситься на случай поступления запроса от

служб безопасности. Нанимают охрану из бывших сотрудников МВД. Чаще всего

взлом компьютерной сети осуществляется рано утром, когда дежурный службы

безопасности теряет свою бдительность, а вызов помощи затруднен.

Ниже представлена общая схема расследования неправомерного доступа к

компьютерной информации. В ходе расследования основные следственные задачи

целесообразно решать в такой последовательности:

1. Установление факта неправомерного доступа к информации в компьютерной

системе или сети.

2. Установление места несанкционированного проникновения в компьютерную

систему или сеть.

3. Установление времени совершения преступления.

4. Установление надежности средств защиты компьютерной информации.

5. Установление способа несанкционированного доступа.

6. Установление лиц, совершивших неправомерный доступ, их виновности и

мотивов преступления.

7. Установление вредных последствий преступления.

8. Выявление обстоятельств, способствовавших преступлению.

На признаки несанкционированного доступа или подготовки к нему могут

указывать следующие обстоятельства: появление в компьютере фальшивых

данных; не обновление в течение длительного времени в автоматизированной

информационной системе кодов, паролей и других защитных средств; частые

сбои в процессе работы компьютеров; участившиеся жалобы клиентов

компьютерной системы или сети; осуществление сверхурочных работ без видимых

на то причин; немотивированные отказы некоторых сотрудников, обслуживающих

компьютерные системы или сети, от отпусков; неожиданное приобретение

сотрудником домашнего дорогостоящего компьютера; чистые дискеты либо диски,

принесенные на работу сотрудниками компьютерной системы под сомнительным

предлогом перезаписи программ для компьютерных игр; участившиеся случаи

перезаписи отдельных данных без серьезных на то причин; чрезмерный интерес

отдельных сотрудников к содержанию чужих распечаток (листингов), выходящих

из принтеров.

Определить место и время непосредственного применения технических

средств удаленного несанкционированного доступа (не входящих в данную

компьютерную систему или сеть) на практике бывает достаточно трудно. Для

установления этих данных необходимо привлекать специалистов.

Способ несанкционированного доступа может быть установлен путем

производства информационно-технической судебной экспертизы, перед экспертом

следует поставить вопрос: “Каким способом мог быть совершен

несанкционированный доступ в данную компьютерную систему?”. Целесообразно

представить эксперту всю проектную документацию на исследуемую систему

(если таковая имеется), а также имеющиеся данные о ее сертификации.

Несанкционированный доступ к закрытой компьютерной системе или сети

является технологически весьма сложным действием. Совершить такую акцию

могут только специалисты, имеющие достаточно высокую квалификацию. Поэтому

поиск подозреваемых следует начинать с технического персонала пострадавших

компьютерных систем или сетей (разработчиков соответствующих систем, их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.