реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Оглавление

|Вступление |1 |

|Глава 1. Историко-художественный очерк |2 |

|Глава 2. Садово-парковый ансамбль |12 |

|Глава 3. Скульптура |14 |

|Глава 4. Архитектурные памятники |17 |

|Глава 5. Дворцовые интерьеры |19 |

|Глава 6. Декоративно-прикладное искусство |22 |

|Глава 7. Живопись |25 |

|Глава 8. Летний сад в стихах |28 |

|Заключение |30 |

|The Summer Garden |31 |

|Список использованной литературы |34 |

| | |

Вступление.

Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо

называют. Сотни зданий, набережных, мостов - великие творения зодчих.

Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения

скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить, как по музею.

Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и

маленьких, старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие

выставки, количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не

дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников

материальной культуры.

По музеям можно ходить, как по эпохам. Загляните, они покажут вам, как

жили фараоны Древнего Египта, какие изумительные картины и скульптуры

оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть

далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов, встретиться

с папуасом из Полинезии, полюбоваться рукотворными чудесами народных

умельцев, каких больше нигде и не увидишь.

Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И

действительно под открытым небом.

Музей-это собеседник, с которым всегда интересно поговорить. Музей-это

еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то

новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна, которую населяют ушедшие

века, отгремевшие войны, хранятся истоки научных открытий.

В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая

музей, вы выходите из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Таким образом, целью моего реферата является посещение уникального

музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о

скульптурном убранстве, но и об архитектурных памятниках, садово-парковом

ансамбле, дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата

предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась,

чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания, что

чрезвычайно важно для читателя.

Глава 1.

Историко-художественный очерк

Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных

с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится

Летнему саду и Летнему дворцу Петра ?.

Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург

неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под

Полтавой в 1709 г. Петр ? осуществляет свое давнишнее намерение перенести

столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись

большие архитектурно-строительные работы.

История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые

упоминания о нем встречаются в письмах Петра ?, датированных мартом 1704 г.

Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые

участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока

Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба

шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр

вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром ? Летний

сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил

черты русских подмосковных садов XV??? в., где обязательно высаживались

фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину

современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми

деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,-

остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три

года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского

короля”.

Петр ? сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции.

В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и

западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И.

Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И.

Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада

сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три

этапа.

Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада.

Существует предположение, что автором его был сам Петр ?. Современную

территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал

палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была

временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711

г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время

располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка

и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами,

посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными

растениями из оранжерей.

В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном

Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.

В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции

занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный

парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.

В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках

Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до

настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял

собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной

местности.

В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили

в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны

планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его

строительства. Приглашенный в Россию Петром ? Леблон считался ранее автором

окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в

1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка

Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был

построен дворец Екатерины ?.

В последние годы жизни Петра ? его летняя резиденция на невских берегах-

это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра ?, а

описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в

архивных документах и графических материалах.

Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против

первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в

два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было

несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к

воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но

основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г.

Уже после смерти Петра ? в 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала

для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора

М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним

декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс

явилось прообразом дворцов середины XV??? в. Название сооружения говорит

само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала

свадьба дочери Петра ? Анны Петровны с герцогом Голштинским.

На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот,

занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы

после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном

и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа,

мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла

и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее

пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине XV??? в.

грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения

почти полностью разрушен.

Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К

середине XV??? в. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов.

Петр ? был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но

особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа,

которая была осуществлена в 1720-х гг.

Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра

? . Например, Екатерина ? в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете”

приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В

противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был

устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра ?, бывшего

гамбургского маклера Ла-Косты.

Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не

проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового

комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего

Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины ? . Планировка его

была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные

сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был

Летний дворец Екатерины ?, названный во многих документах “Золотые хоромы”.

И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это

сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий,

строилось одновременно с Летним дворцом Петра ?, но было разобрано во

второй половине XV??? в.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть,

на месте павильона Росси в Михайловском саду.

Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая

коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного

парка. В первой четверти XV??? в. собрание насчитывало до двухсот статуй,

скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна.

Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских

Венеции и Рима.

Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр ?. Для этой цели

специально были посланы в Рим доверенные лица.

Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди

исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский,

Юлий Цезарь, Август и др.).

Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи,

олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра ?. В эпоху,

когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких,

как “Слава”, “Архитектура”, ”Мореплавание”, отразилась история России

начала XV??? в.- победы в Северной войне, основание морского флота,

строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно

выделить группу так называемых “добродетелей”, вероятно, более

многочисленную в начале XV??? в.. Из сохранившихся до настоящего времени

наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке, символом света и

просвещения, и “Искренность” с рукой на голове льва, что означало победу

добродетели, опирающейся на величие души.

Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры

мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных

богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей

встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей

площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических

персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”.

Сохранилось много описей XV???-XX вв., по которым можно судить, что

количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.

Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам.

Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество

венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и

изобилие”, “Ништадтский мир”).

С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”,

“Искренность”, а также изображения муз.

Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада

создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра ?.

Летний дворец Петра ?- единственное сооружение, сохранившееся с начала

XV??? в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец,

называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы,

Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен

в сторону парка.

На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный

летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так

как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712

гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором

проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени

имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала

XX в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.

В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по

сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его

продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним

обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с

их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные

особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда

небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы,

простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов

были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти XV??? в.. Этот

стиль получил название петровского барокко.

В Летнем дворце Петра ? так же, как и во многих других сооружениях,

скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени.

Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого

и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих

барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство,

превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной

войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют

скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли

быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона,

А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.

В Летнем дворце Петр ? жил со своей семьей с мая по октябрь в течение

1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра ?, а второй-комнаты

Екатерины ? и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему

оформлению уделялось огромное внимание.

Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени.

Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой,

резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили

живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева.

Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной

комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы

изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале XV??? в.

дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах

развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.

Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю.

Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно

царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими

столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы

мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.

В Летнем дворце после смерти Петра ? и Екатерины ?, как предполагают,

на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование

Александра ? и Николая ? одно из первых каменных зданий Петербурга сдается

внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь

Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.

С середины X?X в. современники начинают осознавать историческое и

архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только

изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг.,

здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного

Русского музея.

С 1934 г. Летний дворец Петра ? стал историко-бытовым мемориальным

музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея,

которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во

всех комнатах можно увидеть вещи, принадлежащие Петру ?, в целом убранство

интерьеров здания соответствует стилю начала XV??? в.

Летний сад в первой половине XV??? в. оставался местом проведения

иллюминаций и торжеств, принимавших все более пышный характер. Поэтому

царская резиденция продолжает развиваться и, наконец, в 30-40-х гг. XV???

в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада

города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли.

Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту

возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны, куда императрица

переезжает в 1732 г.. Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для

славных торжествований”, по этому случаю разобранной. Сохранились описания,

планы сооружения и проект, исполненный Растрелли. В 1730-х. гг.

Окончательно оформилась композиция Летнего сада в районе партера и

Лебяжьего канала. Главный вход в сад устраивается со стороны Большого луга,

для чего через Лебяжий канал перекидывается подъемный мост. Сразу за мостом

открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенные Растрелли.

В 1740-х гг. крупное сооружение появилось там, где сейчас возвышается

Инженерный замок. Построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны

Летний дворец по богатству декоративного убранства превзошел все ранее

существовавшие в Летнем саду постройки.

Одновременно с постройкой дворца разбивается новый сад с лабиринтом

липовых аллей, прудом, фонтанами, павильонами и другими малыми

архитектурными формами. Устройством сада при третьем Летнем дворце также

активно занимался архитектор Растрелли.

Особенно изменился облик ансамбля с южной стороны. Подъезжающие по

широкой аллее, идущей от Невского проспекта, могли любоваться замечательной

кованой решеткой с золочеными украшениями, за которой располагалась широкая

площадь.

К 40-м гг. XV??? в. преобразились также третий Летний сад и Большой

луг. Первый украшается затейливыми павильонами и сооружениями,

предназначенными для аттракционов, широко распространившимися в этот

период. Большой луг становится так называемым Променадом, то есть садом для

прогулок. Но с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны этот

интереснейший ансамбль постепенно приходит в упадок.

В это время вход в Летний сад устанавливается со стороны Невы, и весь

комплекс царской резиденции получает окончательное завершение. В

архитектурных памятниках Летнего сада первой половины XV??? в., как в

зеркале, отразилась история развития стиля барокко в России. В дальнейшем

Летний сад уже никогда не достигал большего расцвета.

Во второй половине XV??? в. развертывается строительство пригородных

ансамблей. Парки Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и других пригородов

Петербурга стали классическими образцами нового стиля. А преданный забвению

Летний сад постепенно лишается прежнего ухода. К тому же его разрушают

опустошительные наводнения, самое сильное из которых случилось в 1777 г.

Во второй половине XV??? в. уже сформировавшийся архитектурный центр

Петербурга требует законченного оформления набережной Невы. Берега

облицовываются гранитом от “Летнего дому до Галерного двора”, а Летний сад

отделяется от проезжей части замечательной по своим художественным

качествам оградой. Ю.М.Фельтен, автор отделки набережной стал ведущим

архитектором при проектировании решетки. С 1770 по 1784 г., когда

проводились работы по ее возведению, в Петербург были привезены

металлические звенья решетки, выкованные на тульских заводах, финский

гранит для цоколя и колонн.

Летний сад во второй половине XV??? в. становится местом прогулок для

петербургских жителей. Если по указу 1755 г. разрешалось посещать сад 2

раза в неделю и в праздничные дни, то к X?X в. доступ в сад расширяется.

Однако вплоть до 1917 г. плохо одетому простолюдину вход запрещается.

История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.