реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Оренбургский педагогический колледж № 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Учебное сотрудничество, как средство

Оптимизации процесса обучения

Иностранному языку.

Мироновой Марины Александровны

Студентки 3 В курса

Специальность 0303

Научный руководитель:

Гуцалова О.Е.

2002г.

ПЛАН

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

1) Гуманизация образования и отношение сотрудничества в педагогике.

2) О взаимодействии учителя и учащихся.

3) Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного

языка.

4) Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.

3. Заключение.

4. Литература.

5. Приложение.

Введение.

Актуальность. Современное состояние оборудования характеризуется

тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в

установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не

как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим

внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким

образом, общение между учеником и учителем, мы рассматриваем не только как

взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Актуальность данной темы также обусловлена

востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика

в имеющейся системе образования. На современном этапе развития

педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными

потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления

его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими

подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом

типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством,

подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а

сотрудничеством, открытостью, доверием.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на

оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы

преподавания дисциплин.

Цель исследования – рассмотреть варианты, типы учебного

сотрудничества и выявить условия его эффективного функционирования.

Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной

деятельности.

Предмет – способы организации учебного сотрудничества в

учебной деятельности.

Гипотеза – учитель организует учебное сотрудничество, если:

-сумеет создать атмосферу общения на занятиях;

-владеет практикой взаимодействия;

-добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе

урока.

-ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность

и перспективы её развития.

Задачи -1. Изучить литературу по теме.

2.Разработать психолого-педагогические

рекомендации.

II. Теоретическая часть.

§1. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а

иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение

строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное

положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н.

Мальковской, Н.П. Шульца и др.

Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое

настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой

активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом

свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе,

проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В.

Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на

уровень личностного взаимодействия означает превращение его в

сотрудничество учителя и учащихся.

Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и

ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,

А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский,

Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно

отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся

как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции

воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой

сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,

взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”,

предусматривающего проявления самостоятельности, активности и

организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на

взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как

между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности

действий.

Сотрудничество (по мнению Дьяченко) - наивысший уровень

согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки

организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной

деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей,

ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий

уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и

самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы

ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной

активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом

коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его

важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к

её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная

мотивация деятельности;

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного

процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты

деятельности;

- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и

взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении

учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при

затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным

отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и

обязанностей - у детей (школьников);

- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятель-ность,

практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает

принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний,

пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная

ответственность за результат общего труда (3).

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь

ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий

педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд

школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных

контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь

идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и

доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя

или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего

дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять

инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является

поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества

ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в

педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,

сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки

зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на

человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются

важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.

В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая

ценность общества и самоцель общественного развития.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания.

Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и

гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой

деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а

также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в

многообразных жизненных ситуациях.

Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер

жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности.

Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения

окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой,

собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно

только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного

отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное

изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития

наличных форм культуры (12).

Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три

составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность

(объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности

называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на

преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности

(13).

В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей

действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие

человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его

потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный

продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к

деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс

объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои

замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта

деятельности) (16,472).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,

утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным

смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это

означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен

был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -

способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из

приведённой таблицы (16,508):

|Традиционная парадигма |Гуманистическая парадигма |

|Всегда знай, как ребёнок должен |Нет ответов правильных и |

|себя вести. Система требований- |неправильных. Не проверяй ребёнка, |

|главное в твоей работе. |а вместе с ним ищи. |

|Умело управляй коллективом- это |Доверяй ребёнку больше, чем себе, |

|твоё оружие. Всегда знай правильный|начальству, написанным правилам. |

|ответ на свой вопрос. |Откажись от подозрений, если |

|Ты- хранитель знаний, хранитель |ребёнок нарушит правило- у него |

|правильных ответов. Не позволяй |была причина это сделать. |

|ученику усомниться в твоей правоте.|Право ребёнка на ошибку связано с |

| |риском. Свобода ребёнка связана с |

|Учёба- главное в жизни ребёнка, его|риском. Познать суверенитет ребёнка|

|работа, его долг. Хороший ученик- |рискованнее, чем контролировать |

|хороший ребёнок, плохой ученик- |каждый его шаг. |

|плохой ребёнок. |Не враги родители ребёнку, не |

|На уроке все должны быть |заставляй их доносить. Спеши |

|внимательными, все должны слушать |признать незнание свое. Откажись от|

|тебя и только тебя. Кто |определений- простое сведение не |

|отвлекается- нарушитель, накажи |заменит знания. Не требуй |

|его. За неправильный ответ- накажи.|заучивания правил- знание не в них,|

|За подсказку - накажи, за |а в способности открывать и |

|опоздание- накажи. За крик, бег, |воспользоваться. Не сравнивай |

|нарушение формы- накажи. Не |одного с другим, все хороши по- |

|оставляй нераскрытым ни одно |разному. Сравни его сегодняшнего, с|

|нарушение. Найди виновного, а если |ним завтрашним. Не следуй строго |

|не удаётся- накажи всех. Родители- |плану - он принадлежит только тебе.|

|твои союзники. Добейся от них | |

|контроля за ребенком и информации о|Гораздо важнее то, как мы открыли, |

|его поведении дома. Пусть он знает,|чем то, что мы открыли. Знание |

|что ты и родители- одна сила. |приходит, когда я понимаю, как я |

|Хорошо учиться- это значит хорошо |понял. |

|выполнять твои задания. Ты- |Не сторож ты ученику, не |

|образец, твоё решение задачи- |следователь, не судья. |

|образец, твоя грамотность, твои |Не дано тебе право судить, прав он |

|навыки- образец. Если ты потеряешь |или нет в ответах своих и своих |

|лидерство- ты больше не учитель. |поступках. |

| |Не ошибается он, а ищет свой путь. |

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” –

установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой

изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя

и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на

уроке.

Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие

взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-

воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных

гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные

установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а

также способность открыто выражать их в межличностном общении с

учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях

каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято

называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества

воспитанника”;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий,

поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое

“эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет

учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса,

“постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том

числе, глазами детей (2).

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает

внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со

своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он

создает все необходимые условия для гуманистического общения.

§2. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется

умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому

методологические аспекты педагогического общения являются объектом

тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги

(Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В

психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы

учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим,

А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и

др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический

опыт оптимальной организации учебного процесса.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как

индивидуальная деятельность учащегося с Учебным материалом, а как «особым

образом организованное общение или особая разновидность общения»

(В.К.Дьяченко) (6,17). Важной функцией такого общения на уроке является

установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе

которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом

для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает

взаимодействие обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с другом), под

которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.

Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из

более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок

включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности,

ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой

фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия

учителя и учеников (таблица 1).

Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от

того, насколько согласованы действия учителя и учеников.

Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то

нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям

деятельности учащихся.

Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к.

свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с

содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации

(таблица 2).

Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от

совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль

играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними

взаимопонимание, которое по определению В.А.Кан-Калика, являетсы основой

содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной

подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои

действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся

между ним и учениками отношений.

По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и

учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили

педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной

творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение;

общение – заигрывание (1,13).

Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя

захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать

свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в

форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации

учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные

принципы» (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его деятельности

становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае

взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простой

взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в

роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и

дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля

учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во

взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к

конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь. (6,21).

Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и

учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях

личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства,

которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых,

в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел

ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное

исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования,

которое к нм приводит.»

В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся

просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель

акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности,

раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего).

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.