реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка

составной частью комплексного приема —• работы с текстом.

Самостоятельное значение как средство развития неподготовленной

коммуникативной речи имеют вопросы, при ответе на которые ребята опираются

на свои познания и опыт. Здесь следует различать вопросы, связанные с

изучаемой темой устной речи (как, например, «Дома», «Спорт», «В

пионерлагере», «Кино» и т. д.), и вопросы, с помощью которых учитель (или

ученик, действующий по его программе) может завязать беседу. Например:

Вопросы по теме «Спорт»

What kind of sport do you go in for?

What winter (summer) sports do you know?

Is sport popular with the Russian people?

What sport games do you like to watch?

Who is your school champion tennis-player? (Etc.)

Вопросы для беседы

— Are you reading any interesting book now, Pete?

— Yes, I am.

— What are you reading?

— I'm reading 'A Farewell to Arms'.

— Who was this novel written by?

— Ernest Hemingway... You know it, don't you?

— Of course, I do. Well, are you reading it in English or in Russian?

— In English.

— Isn't it difficult for you, Peter?

— No, it really isn't. The book is adapted.

На уроках иностранного языка широкое применение находит практика

постановки к классу (ученику) серии вопросов «служебного» характера.

Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Who is on duty today? |I am. |

|What is your name? |My name is Dima Kotov. |

|Who is absent today? |Sidorov is. |

|What's wrong with him? |He is ill. (I don't know.) |

|What is the date today? |Today is the 3rd of October 1980. |

|Is everybody ready for my |Yes. I think everybody is ready. |

|lesson? |I think we'll have geography. |

| |But they say Nina Petrovna is |

|What lesson are you going to |ill. |

|have after mine? | |

|Do you think we can have an extra |I think yes. Though our class |

|English lesson today? |monitor says we are going to |

|Well, have you brought the slide |collect some scrap metal after |

|projector? |this lesson. |

| |Yes, I have. Here it is. |

Подобного рода беседа может рассматриваться в качестве речевой

зарядки, проводимой учителем обычно в начале урока. Тут важно

обратить внимание на то, чтобы ученики не «привыкали» к этим

вопросам, не относились к ответам на них формально. Поэтому следует

всячески варьировать ими, ставить новые, проводить беседу не в

начале, а в середине урока или даже в конце. В круг вопросов могут

постепенно вовлекаться мотивы, касающиеся личности учащегося, его

дел, жизни класса, международных событии. Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Where is your brother Klim |He is in the Army. |

|now, Peter? |He serves in the Caucasus. Yes, I |

|Where does he serve? |did. |

|By the way, did you watch |A Greek tanker ran against the |

|the TV news bulletin last night? |rocks and it is burning now. |

|What happened in the English | |

|Channel? | |

2. Основными типами вопросов, как известно, являются

общие, альтернативные и специальные'. Наиболее просты для реакции —

общие вопросы. На них обычно даются лаконичные или неполные ответы. В

учебных целях ученикам часто предлагается отвечать полными предложениями.

Учитель: Ученик:

Is this classroom very large? No, it isn't. It isn't very

large.

Do you live far from the school? Not very. No, I don't. Yes, I do.

I live quite a

long way.

Немаловажное значение для организации упражнения, в основе которого

лежит общий вопрос, имеет сформированное у учащихся умение реагировать в

ответных репликах нестандартными формами, выражающими подтверждение или

отрицание (Of course; Surely; By no means; That's right; etc.).

В условиях обучения языку в старших классах общие вопросы следует

рассматривать как необходимый компонент в построении диалога. Например:

|Do you often go to the theatre? |Yes, rather. |

|How often? |Once or twice a month. |

|Do you go in for collecting? |Yes. |

|What do you collect? |Postage stamps. |

| | |

Альтернативные вопросы уже сами по себе частично содержат ответ:

|Do you plan to go to the University|I'll probably go to the University.|

|or to the Institute of Railway | |

|Transport? Do we live in a big | |

|industrial centre or in a resort |We live in a big industrial centre.|

|town? | |

Опять-таки, как и при обучении ответам на общие вопросы, следует

позаботиться о том, чтобы ученики могли давать и нестандартные ответы на

альтернативные вопросы.

|Have you read the book or|Well, both. It was like this. First I saw the |

|have you only seen the |film. I liked it very much. Then I decided to |

|film? |read the book, too. |

Самый большой простор для творчества в смысле продукции речи дают

специальные вопросы. Но всегда ли они требуют развернутых высказываний в

качестве ответов? Разумеется, нет. Например:

|What do we call this structure? |A bridge. |

|Who is your best friend? | |

|What's your new sister's name? |Oleg (is). |

| |Lena. |

Поэтому в учебных целях в ущерб естественности речи от учащихся надо

требовать не только ответов полными предложениями, но и повторения части

вопроса, особенно если последний является сложноподчиненным предложением.

Например:

|What do you usually put on when it |When it rains, I usually put on a |

|rains? |raincoat and rubber boots. |

|What will you need if you want to |If I want to make a box, I'll |

|make a box? |probably need a hammer, some nails,|

| |a saw, a board. |

Некоторые разновидности специальных вопросов всегда требуют развернутых

ответов. Это вопросы типа: Что вы думаете о ...? Что вы можете сказать о

...? Почему ...? В каком случае ...? Как вы объясняете ...? Каково ваше

мнение о ...?

3. Вопросы могут ставиться ко всему классу (фронтально-последовательная

форма работы), к работающим парам (индивидуальное подключение), к отдельным

ученикам, отвечающим с места или перед классом. Сообразуясь с конкретной

обстановкой, целью и этапом урока, учитель выбирает адрес и коммуникативную

направленность серии вопросов, которые он собирается положить в основу

данного вида упражнений. Учитель должен иметь (постепенно «накопить»)

«банк» вопросов (для удобства пользования—в отдельном блокноте), увязанный

с конкретными разделами учебника, разговорными темами.

4. При условии их продуманной организации вопросы могут быть

эффективными как в автономном, так и в комбинированном варианте применения.

Ими можно начинать урок, заключать его, «вклиниваться» практически между

любыми упражнениями и этапами, заполнять технические паузы урока.

Из рассмотренного выше следует, что вопросо-ответные упражнения

принадлежат к весьма мобильным, простым и вместе с тем коммуникативным

формам работы, развивающим навыки устной речи.

3.2 Репликовые упражнения.

Как отмечалось выше, реплики в естественном диалоге не всегда

соотносятся между собой, как вопрос-ответ. В свободной беседе партнеры

довольно продуктивно реагируют на невопросительные высказывания, такие, как

утверждение, побуждение, приглашение, оценка суждения, сигнал эмоциональной

экспрессии и т. д. Но возможно ли в учебных условиях добиться от учащихся

более или менее распространенной словесной реакции на высказывание, не

содержащее непосредственного требования или приглашения высказаться?

Методистами была показана возможность такого рода упражнений. В репликовых

коммуникативных упражнениях реакция учащихся не программируется: они сами

создают содержание высказывания и — что особенно важно — свободно выбирают

форму его выражения (опираясь, конечно, на ранее усвоенный языковой

материал).

В соответствии с основными видами диалогических единств (исключая,

разумеется, вопрос-ответ) целесообразно различать следующие разновидности

репликовых упражнений (по коммуникативной структуре):

1) утверждение — вопрос (ответная реплика выражает удивление, сомнение,

переспрос, уточнение, предположение, желание получить дополнительные

сведения и т. д.);

2) утверждение — утверждение (ответная реплика выражает подтверждение,

согласие, суждение, заверение, поправку, обещание);

3) утверждение — отрицание (ответная реплика выражает опровержение,

несогласие, возражение, оспаривание, протест).

Приведем примеры по каждой разновидности. Слева даются предложения-

стимулы, справа — возможные варианты реакций на них:

1. Выразите удивление с помощью вопросительного или повествовательного

предложения.

|It takes me almost an hour and a |- Do you live so far? |

|half to get to the swimming-pool |- Does it really take you so long? |

|where I train. | |

| |- Oh, you waste so much time twice |

| |a week when you have to go there. |

2. Согласитесь с утверждением и при возможности сообщите что-либо

дополнительно.

|Sometimes it's very hot here in |— Yes, it's really very hot. And |

|summer. |not sometimes but always. |

| |— Sometimes it's hot here in |

| |spring, too. |

3. Возразите и поправьте нижеследующие утверждения.

There are 30 days in That isn't right. October has 31 days. October.

|The Volga is the longest river in |That isn't correct. The longest |

|the Russia. |river in the Russian is the Ob with|

| |the Irtish. The Volga "4s the |

| |longest river in the European part |

| |of the Russian. |

Как традиционные вопросо-ответные, так и сравнительно новые, репликовые

упражнения следует рассматривать в качестве эффективных приемов работы.

Однако эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения

вести беседу, участвовать в диалоге. Ибо знакомя учеников с разновидностями

реплик в тех или иных типах диалогических единств, мы в указанных

упражнениях как бы упускаем из виду спонтанную и многоликую сочетаемость

этих реплик в естественной беседе, ее единую тематическую нить. Это и

вызывает необходимость в разработке методического аналога последней —

условной беседы.

3.3 Условная беседа.

Эта разновидность коммуникативных упражнений в говорении является

учебным аналогом типичного вида реального устноязычного общения — свободной

беседы. В связи с этим продолжим обсуждение некоторых ее характерных

особенностей.

Свободная беседа возникает в условиях непринужденности и «питается»

отношениями между ее участниками, коммуникативной общностью. Что касается

типичных видов речевых стимулов в беседе, то можно назвать хотя бы

следующие:

а) запрос информации об интересующем лице, объекте, событии; б)

информирование кого-либо о чем-либо; в) выражение своего отношения к какому-

либо событию, к чьим-либо словам, суждениям; г) обмен мнениями или

впечатлениями о чем-либо (ком-либо); д) установление контакта (например,

знакомства);

е) поддержание разговора в силу правил приличия и т. д.

Перечень различных тем беседы, их повторяемость, частота сменяемости и

глубина раскрытия — объект специального обследования. Представляется,

однако, возможным указать наиболее общие тематические комплексы, являющиеся

предметом свободной беседы. Это: 1) человек (его поступки, действия,

успехи, характер, внешность, убеждения, чувства); 2) событие (в личной или

общественной жизни, либо в естественной среде — явления, происшествия,

мероприятия); 3) вещь (любой предмет, являющийся объектом внимания,

действия, потребления, собственности); 4) отношение (коммуникантов друг к

другу, к третьим лицам, к происходящим событиям).

Итак, особенностями свободной беседы являются: разнообразие тем

разговора и речевых стимулов, частая их смена, естественная смена ролей

говорящего и слушающего, непринужденность развертывания общения,

специфический, «неделовой» характер раскрытия темы. Вот почему для лиц,

слабо владеющих иноязычной речью, ведение беседы представляет большие

трудности, гораздо большие, чем, скажем, при установлении официального

контакта.

По контекстуально-смысловой связанности реплик участников групповой

беседы диалог может иметь самую различную структуру. Можно указать две

основные модели. Первая — «линейная», при которой каждое последующее

высказывание-реплика собеседника является реакцией на речевое участие его

предшественника. И вторая — «концентрическая», при которой любое

последующее высказывание является развитием первоначального. Для разработки

упражнения «условная беседа» интерес представляет вторая разновидность.

По коммуникативной цели реплики в беседе второго типа могут иметь

следующее содержание: запрос дополнительной информации, уточнение,

выражение своего отношения (восхищение, радость, негодование и пр.),

реакции практической направленности (просьба, совет), ассоциативная

реакция. Этим набором реплик-реакций практически исчерпывается любая тема-

высказывание.

Из рассмотренного выше вытекает, что беседа концентрической структуры

может быть искусственно воссоздана в классе, при этом от учащихся лишь

потребуется умение строить высказывание заданного коммуникативного

содержания (переспрос, одобрение и т. д.). Что касается экспозиции темы и

«программы» реакций, то они могут быть даны учителем.

Так, высказывание Our school football team won the match yesterday может

вызвать, к примеру, следующие виды реплик-реакций:

реакция-восклицание: Fine! Wonderful! Splendid!

реакция-вопрос: What was the score of the match?

реакция-просьба: Will you please tell me who played yesterday?

реакция-утверждение: One more victory and they'll get the cup!

реакция-предложение: Let us go to their next match all together and

cheer them.

реакция-сомнение: Are you sure the score was that big?

I doubt they can beat such a strong team as that of School

No. 116.

реакция-воспоминание: That reminds me of the situation last year.

Суммарная реакция на данную экспозицию-высказывание условно ограничена

восемью видами коммуникативных реплик.

По-видимому, нет особого смысла в том, чтобы каждая экспозиция

непременно вызывала весь набор возможных реакций. Напротив, иное

предложение-сообщение побудит учащихся в основном только к постановке

выяснительных вопросов. Ср., например: I have seen a very interesting film.

1-й ученик: What is its title?

2-й ученик: What is it about?

3-й ученик: Where is it on? At what cinemas?

4-й ученик: Is it of Soviet or foreign production?

5-й ученик: Who stars' in it?

6-й ученик: Is it colour or black and white?

7-й ученик: Do many people go to see it (this film)?

8-й ученик: Is it a long film? How long does it last?

Итак, под условной беседой понимается упражнение, стимулирующее условно-

коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на

иностранном языке с помощью разворачивающего некоторую тему начального

высказывания и программирования речевой реакции учеников.

В структуре учебной беседы можно выделить некоторые составные части.

Это: 1) тема беседы; 2) экспозиция (начальное высказывание); 3) программа

речевых реакций; 4) речевая реакция — высказывания учащихся.

Тема беседы. Учебная беседа может иметь самую разнообразную тематическую

отнесенность. Жизнь школы, ее учеников, события в классе, общественные

мероприятия, городские (сельские) новости, международные события,

искусство, литература, спорт, бытовые вопросы — все это может быть

предметом разговора. Разумеется, сама по себе тема не содержит явного

стимула к разговору. Важна именно экспозиция.

Экспозиция. Экспозиция, или начальное высказывание, является тем

словесным стимулом, который должен по идее вызвать «цепь» реакций. Понятно,

что «спровоцировать» речь, а тем более разговор «наперебой» может только

динамичная информация, неожиданный поворот в течении жизни, в естественном

ряде явлений. Поэтому экспозиция должна, по возможности, носить событийный

характер. Например: 1) The headmaster said some of our pupils would go to

Moscow. 2) К., the famous film star, is coming to our town. 3) There will

be a new trolley-bus line along our street soon. 4) We are going to have a

new teacher.

Программа речевых реакций. Программа речевых реакций может быть дана

либо в номинативно-свернутом виде (например, «Комментарий», «Переспрос» и

пр.), либо в виде императивных предложений (например, «Уточните детали»,

«Выразите сомнение», «Выразите удивление»).

Говоря о способе предъявления программы реакций, следует бесспорно

отдать предпочтение визуальному способу, когда перед глазами учащихся

находится таблица, показывающая не только тип реакции, но и ее форму на

конкретном речевом примере. В этом случае учащиеся либо сами ищут

«подходящие» реакции, либо преподаватель помогает им, показывая указкой на

ту или иную наиболее естественную в данной ситуации реплику.

Речевая реакция. Как показывает практика, речевая реакция учащихся

принимает форму реплик (восклицание, вопросительное или утвердительное

предложение), реже—высказывания (2—4 предложения). В процессе выполнения

упражнения не исключена ситуация, когда ученик реагирует не на начальное

высказывание, а на реплику одного из своих товарищей. Такого рода реакцию

следует приветствовать, поскольку она свидетельствует о том, что сделан шаг

к естественной беседе.

Рассмотрим вопросы использования учебной беседы на различных этапах

обучения в средней школе, подготовки учащихся к ведению беседы, а также

место ее в структуре урока и приемах ее выполнения.

1. Исходя из понятных соображений (непростая структура упражнения,

вовлечение в работу относительно сложного языкового материала), данное

упражнение целесообразно использовать в основном в старших классах. Так,

тема «Путешествия» может дать, например, следующие экспозиции:

1. (Kotov) has just returned from a tour of the Pushkin places.

2. I saw a rather unusual memorial during my summer holidays.

3. An interesting incident happened with our hiking party when we took

the wrong road.

4. A Bulgarian couple has decided to make a round-the-world voyage in

a small boat.

2. Как уже отмечалось, все виды респонсивных упражнений представляются

весьма полезными в плане подготовки учащихся к ведению беседы. Вместе с тем

следует позаботиться о развитии совершенно определенных умений и навыков.

Так, желательно с учащимися проработать формулы, выражающие положительное

или отрицательное отношение собеседника к услышанному: Fine! Splendid!

Exactly so! Beyond all doubts! Certainly! Impossible! Nothing of the kind!

How awful! I like that! By no means!, а также формулы сомнения и удивления:

Indeed? Really? How can you be sure? One never knows. Hardly. Most

unlikely. You don't say so! I'm surprised. It's incredible! Well, I never!

Среди технико-коммуникативных сигналов особенно необходимы те, с помощью

которых осуществляется управление выдачей информации, например: Pardon? Say

it again, please. I don't follow you. What do you mean? How can you explain

that? I want to ask a question. Speak a bit louder, I can't hear you.

Очень полезны формулы, позволяющие выразить отношение говорящего к

собственному высказыванию: I think; I believe; To my mind; As far as I

know; In my opinion.

В плане непосредственной подготовки к проведению беседы по данной серии

экспозиции можно рекомендовать проработку ключевых слов и выражений с

помощью переводных или каких-либо иных упражнении.

3. Проведение условной беседы следует рекомендовать во второй части

урока, поскольку в начале занятия обычно отмечается большая иноязычно-

речевая скованность учащихся. Данный же прием требует известной

спонтанности, инициативности, «свободы действий». Сначала преподаватель

записывает на доске (или предъявляет на плакате) серии ключевых выражений,

сгруппированных по экспозициям (желательно не более 2—4 на один урок), и

прорабатывает их с учениками. Затем обращает внимание на программу речевых

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.