реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Классификация текстов и методы перевода

формы.

Бенедетто Кроче настоятельно указывает на то, что при теоретическом

рассмотрении проблем перевода логические параметры языка не

отграничивались от эстетических, прозаические от поэтических и что это

вело к "пустому теоретизированию" [16]. Поскольку в дискуссии о

переводе разграничение логических и эстетических параметров языка

вполне может быть аргументировано, упущенным оказался скорее третий

параметр языка - диалогический. Очевидно, это было основной причиной

того, что тексты, в которых доминирует функция обращения, не

выделялись в отдельный тип. Схематически такая классификация выглядела

бы следующим образом.

|функция|описание |выражение |обращение |

|языка | | | |

|парамет|логический |эстетический |диалогический |

|р языка| | | |

|тип |ориентированны|ориентированны|ориентированны|

|текста |й на |й на форму |й на обращение|

| |содержание | | |

Как явствует из этой схемы, наряду с выделявшимися до настоящего

времени типами текстов следует отграничить третий тип - тексты,

ориентированные на обращение.

Как и всякий текст, текст, ориентированный на обращение, передает

информацию в определенной языковой форме. Однако его оформление

преследует особую, более или менее очевидную, цель. В таких текстах

релевантным оказывается прежде всего достижение экстралингвистического

эффекта, сохранению подлежит явственное обращение к слушателю или

читателю текста.

Эти три типа текстов, выделяемые по критерию функции языка, могут быть

дополнены четвертой группой текстов, которые можно было бы назвать

аудиомедиальными. Речь идет о текстах, зафиксированных в письменной

форме, но поступающих к получателю через неязыковую среду в устной

форме (речевой или песенной), воспринимаемой им на слух, причем

зкстралингвистические вспомогательные средства в различной степени

способствуют реализации смешанной литературной формы.

2.1. Тексты, ориентированные на содержание

Попытки классифицировать встречающееся в практике многообразие текстов

в рамках четырех типов текстов должны исходить из того, что каждый тип

текстов в зависимости от роли вышеизложенных главных признаков сам

может подразделяться на значительное число видов текстов. В то время

как тип текста в значительной мере определяет выбор метода и степень

важности того, что подлежит сохранению при переводе, вид текста

определяет, какие внутриязыковые закономерности должны прежде всего

учитываться переводчиком. Исходя из этого, к типу текстов,

ориентированных на содержание, могут быть отнесены: сообщения и

комментарии прессы, репортажи, коммерческая корреспонденция,

спецификации товаров, инструкции по эксплуатации технических приборов,

патентные описания, грамоты, официальные документы, учебная и

специальная литература всех видов, исследования, отчеты, трактаты,

специальные тексты гуманитарных, естественных и технических наук.

Следовало бы уточнить, однако, еще один момент. Если мы различаем

тексты, ориентированные на содержание и ориентированные на форму, то

это не означает, что тексты, ориентированные на содержание, не имеют

формы. Как не может быть языковой формы без содержания, так не может

быть содержания без формы. Следовательно, и в текстах, ориентированных

на содержание, следует учитывать, что, поскольку форма и содержание

нераздельно связаны друг с другом, способ выражения мысли в языке

является не менее важным, чем ее предметное содержание. Лишь правильно

сформулированные тексты действительно отражают описываемый в них

предмет.

В этом смысле мы не согласны с односторонним функционально-

стилистическим подходом к языку лишь как к средству коммуникации,

приспособленному к изложению того или иного содержания высказывания.

Этот подход оказывается полностью несостоятельным при рассмотрении

видов текстов, ориентированных на обращение: здесь важно не только то,

что человек выражает свои мысли, но и то, что он использует средства

языка в коммуникации для того, чтобы обратиться, к своим собеседникам,

то есть пользуется языком как инструментом, для того чтобы привести в

движение неязыковые процессы.

В текстах, ориентированных на содержание, важна прежде всего

приемлемость формы для выражения данного содержания, ее способность

оказывать необходимое воздействие, а для текстов, ориентированных на

форму, прежде всего важна форма, учитывающая эстетические и

художественно-творческие аспекты. Текст, ориентированный на

содержание, анализируется в плане формальных отношений, задаваемых

семантикой, грамматикой и стилистикой, и с учетом их переводится на

другой язык. Текст, ориентированный на форму, анализируется прежде

всего с точки зрения воплощения его формы, определяемого

эстетическими, стилистическими, семантическими и грамматическими

параметрами, и переводится в соответствии с этим.

Отнесение информационных материалов, учебников, спецификаций и т. п. к

текстам, ориентированным на содержание, очевидно и без дополнительной

аргументации. Они являются более или менее анонимными и, в общем и

целом, создаются с целью быстрой, верной и обширной информации об

определенном предмете. Несколько иначе обстоит дело с комментариями.

Часто они пишутся авторитетными комментаторами, склонными

демонстрировать свои литературные способности и нередко обладающими

своеобразным литературным почерком. Хотя эти тексты характеризуются

весьма индивидуальным стилем, который при переводе, насколько это

возможно, учитывается, и при оценке этот аспект должен приниматься во

внимание, тем не менее, комментарии следует отнести к типу текстов,

ориентированных на содержание, поскольку главным остается

комментируемый предмет. Юлиус Вирль [17] в этой связи говорит:

"Подсознательная или полусознательная любовь автора к определенным

средствам выражения или стилистическим средствам не меняет предметно-

специфического характера текста, если творческое внимание автора

полностью сосредоточено на содержании, материале, на "идее", а на

форму выражения внимание обращается лишь постольку, поскольку она

важна для обеспечения полного понимания содержания. Даже в тех

случаях, когда автор, исполненный сознания ответственности за свои

переживания, тщательно выбирает форму, то есть отдельные языковые

средства выражения, форма остается подчиненной содержанию. Функция

формы исчерпывается ее службой содержанию". Следовательно, когда тема

и аргументы (то есть информационное содержание) полностью передаются в

переводе, можно считать, что комментарий переведен адекватно.

В отношении официальных документов и материалов аналогичного характера

можно выдвинуть возражение, что у них, как правило, вполне

определенная форма, и даже нередко весьма строгие предписания

относительно формы, соблюдение которых необходимо, чтобы документ был

принят. Против этого аргумента можно возразить; что языковую форму не

следует путать с языковым формализмом, поскольку в данном случае речь

идет о чисто внешних формальных предписаниях графического порядка или

касающихся определенных языковых клише [18].

Именно это связывает такие тексты со специальными текстами

гуманитарного, научно-естественного и технического характера

(исследования, выступления, отчеты), для адекватного воспроизведения

содержания которых необходимо владение специальной терминологией и

фразеологией.

Для уточнения понятия научно-популярной литературы и отнесения

соответствующих текстов к текстам, ориентированным на содержание, а

также и для проведения границы между этими текстами и специальными

текстами необходимо определить научно-популярную литературу как

общедоступное изложение материала по различным отраслям знания. Авторы

популярной литературы временами также имеют склонность к

"литературному творчеству". Решающей характеристикой популярных

текстов является, однако, следующее: предметная правильность,

достоверность информации и современность языка. Правда, авторы таких

текстов используют и специальную терминологию и фразеологию (с

различной частотностью). Однако решающим для дифференциации и для их

языкового оформления является в конечном счете круг читателей, на

который ориентируется автор. Если он обращается к специалистам {в

учебниках или специальных изданиях), то при переводе главное - точная

передача предметных значений. Если же он обращается к широкому кругу

непрофессионалов, интересующихся определенным предметом (научно-

популярные книги, журналы широкого профиля), то повышенное внимание

следует уделять стилистической стороне текста.

Относительно всех этих видов текстов, ориентированных на содержание,

можно сказать, что здесь важно в первую очередь, хотя и не

исключительно, ориентироваться на передачу информативного содержания.

Когда принадлежность текста к типу текстов, ориентированных на

содержание, установлена, можно сделать первый существенный вывод

относительно методов перевода. Текст, ориентированный на содержание,

требует при переводе обеспечения инвариантности на уровне плана

содержания. При оценке критику следует в первую очередь убедиться в

том, удалось ли передать полностью содержание и информацию в тексте

перевода. Из этого важнейшего требования следует, что языковое

оформление перевода должно безоговорочно соответствовать закопай языка

перевода, иными словами, языковое оформление перевода ориентировано в

первую очередь на язык перевода.

Однозначная ориентированность на язык перевода является вторым

критерием оценки текстов этого типа. Язык перевода доминирует,

поскольку важнейшим здесь является информационное содержание, и

читатель должен получить его в переводе в привычной языковой форме

[19].

2.2. Текст, ориентированный на форму

Для детальной характеристики второго типа текстов и отнесения к нему

различных видов текстов следует в первую очередь пояснить лежащее в

его основе понятие формы.

В общем под "формой" понимается способ выражения автором определенного

содержания, то есть как автор излагает данное содержание, в отличие от

случаев, когда на первом плане стоит предмет, то есть то, что

сообщается. Однако, как выше уже подчеркивалось, эта характеристика

справедлива для любого, в том числе и прагматического текста. Для

определения же типа текстов, "ориентированных на форму", этой слишком

общей характеристики, недостаточно. В этом типе элементы формы,

сознательно или подсознательно используемые автором, оказывают

специфическое эстетическое воздействие. Элемент формы не только

является доминирующим по отношению к предметно-содержательному

компоненту, но, кроме того, он служит инструментом художественного

воплощения, придающего тексту, ориентированному на форму, его

неповторимую и потому лишь аналогично воспроизводимую в языке перевода

форму. В соответствии с языковой функцией выражения, стоящей на первом

плане в текстах, ориентированных на форму, при переводе следует

достигать равноценного воздействия с помощью аналогии формы. Только в

этом случае перевод может считаться эквивалентным.

Большое значение может иметь даже единичный звук, являющийся

компонентом формы [20]. Синтаксические характеристики также могут

отражать художественные намерения автора [21]. "Темп" стиля, как и

вообще формы стиля и воздействие рифмы, сравнения и образные

выражения, поговорки и метафоры также подлежат учету, равно как размер

и его эстетическое воздействие. Кроме того, важными факторами не

только в поэзии, но и в художественной прозе являются фоно-

стилистические элементы.

Какой же подход к элементам формы должен ожидать критик от

переводчика? Без сомнения не может быть и речи о раболепном переносе

элементов исходного языка в язык перевода, что вообще и невозможно в

работе с фоностилистическими элементами, поскольку звуковая структура

языков слишком различна. Нельзя также просто не замечать ее, как это

позволительно в текстах, ориентированных на содержание, где элементы

формы играют лишь второстепенную роль. Ведь здесь они являются

конституирующим элементом художественного текста. Высшей заповедью

должно быть стремление к достижению равного эстетического воздействия.

Путь к этому - создание эквивалентности путем воссоздания формы [22].

В текстах, ориентированных на форму, переводчик не должен рабски

подражать форме исходного языка {то есть перенимать ее). Напротив, он

должен слиться с формой исходного языка настолько, чтобы вдохновляться

ею и по аналогии с ней избрать форму в языке перевода, способную

произвести аналогичное впечатление и на читателя. По этой причине

тексты, ориентированные на форму, мы называем текстами,

детерминируемыми исходным языком.

Какие же виды текстов могут быть отнесены к этому типу? В общем можно

сказать - все тексты, языковое оформление которых отвечает

художественным принципам, то есть все тексты, которые больше выражают,

чем сообщают, в которых языковые и стилистические фигуры подчинены

целям эстетического воздействия. Короче говоря: тексты, которые могут

быть названы произведениями литературы.

Трудности отнесения отдельных видов текстов к типу текстов,

ориентированных на форму, не удается, в принципе, преодолеть лишь с

помощью указания на характер литературного жанра, как это обычно

делается. Решающей роли не может играть даже обозначение жанра, данное

самим автором, поскольку в вопросах номенклатуры много неясности, не

говоря уже о претенциозном использовании названия жанров. Ни

переводчик, ни критик не могут обойтись без собственного анализа. Имея

дело, например, с эссе в трактовке Карла Мута, согласно которой

эстетический элемент являете конституирующим для настоящего эссе,

поскольку читают его не столько из-за предметного интереса, сколько

ради наслаждения формой, переводчик должен переводить его по

принципам, применимым к текстам, ориентированным на форму, а критик

оценивать перевод, согласно этим же критериям. Следует, однако,

привести интересное наблюдение Людвига Ронера: "В современной немецкой

"эссеистике" прослеживается весьма сильная тенденция, чуждая

"эссеистике": возвращение эссе к трактату, возвращение от языка чувств

к теоретизирующей прозе, возвращение от откровенного изложения исканий

к голому сообщению результатов размышлений, от разговорной к

монологической прозе, в которой содержание важнее формы" [23]. Когда

переводчик имеет дело с текстом такого рода, хотя и декларированным

автором как эссе, он, несмотря на это, должен подходить к нему как к

трактату, предметному сообщению, то есть как к тексту,

ориентированному на содержание; а критик должен исходить из этого при

оценке перевода. То же самое можно сказать о фельетонах.

При претенциозном указании жанра текста переводчик должен

анализировать текст независимо от декларации автора. Так, например,

вся "тривиальная литература" должна быть отнесена к типу текстов,

ориентированных на содержание, так как эстетические аспекты и элементы

формы в ней отсутствуют или встречаются лишь в клишированном виде. Они

ориентированы, в первую очередь, на информацию (= содержание), хотя

информация эта вымышленная. Так называемая развлекательная литература,

напротив, должна быть отнесена к низшему слою текстов, ориентированных

на форму. Она, частично следуя высоколитературной моде, способна

удовлетворять и высоким требованиям. В этом смысле необходима и

оправдана и большая требовательность со стороны переводчика и критика.

Стихотворения также нельзя глобально, лишь потому, что они являются

литературными произведениями, относить к текстам, ориентированным на

форму. Юмористическое стихотворение, также, как и сатира, в целом

должно быть отнесено к текстам, ориентированным на обращение,

поскольку при переводе важным является достижение прежде всего

экстралингвистического воздействия с помощью текста на ПЯ.

Обобщая, можно сказать, что с учетом вышеизложенных принципов

ориентированными на форму могут считаться следующие тексты:

(литературная) проза (эссе, жизнеописания, фельетоны и т. п.);

художественная проза (исторические анекдоты, краткие истории, новеллы,

романы), а также все виды поэзии (от басен и баллад до чистой лирики).

Все эти тексты сообщают содержание, но они теряют свой специфический

характер, если при переводе не сохраняется внешняя и внутренняя форма,

определяемая нормами поэтики, стилем или художественными устремлениями

автора. Инвариантность на уровне плана содержания, необходимая при

переводе текстов, ориентированных на содержание, отступает здесь на

второй план в большей или меньшей степени, уступая главное место

аналогии формы, требующей эквивалентности эстетического воздействия.

Следовательно, и критику необходимо убедиться в том, удалось ли

переводчику, говоря словами Жоржа Мунэна [24], "сделать шаг от ступени

лингвистических операций до ступени операций литературных, содержит ли

перевод таким образом "второй качественный компонент" - эстетический

компонент, литературное совершенство".

Из этого требования вытекает неизбежный вывод, что, в отличие от

ориентированных на содержание текстов, перевод которых детерминируется

особенностями языка перевода, языковое оформление перевода текстов,

ориентированных на форму, детерминируется исходным языком.

Например, при переводе ориентированного на содержание текста можно

оставить без внимания игру слов, не снижая при этом инвариантность

плана содержания. А в тексте, ориентированном на форму, необходимо

было бы найти функциональное соответствие, отвечающее художественной и

эстетической функции стилистической фигуры.

Если различия в структуре языков не позволяют передать игру слов в том

же месте, приходится выбирать между заменой другой языковой фигурой с

аналогичным эстетическим воздействием или включением игры слов там,

где в исходном тексте ее не было, но в тексте перевода представляется

для этого возможность.

В текстах, ориентированных на содержание, заложенная в тексте

информация должна быть передана в переводе в полном виде и в

соответствии с законами и нормами ПЯ. В текстах, ориентированных на

форму, языковые средства (а не только информация, репрезентируемая

ими) исходного текста играют решающую роль для выбора формы текста

перевода. Если автор оригинала отклоняется от языковой нормы,- а это

делает практически каждый писатель, - то переводчик имеет право в

тексте, ориентированном на форму, отойти от нормы и дать простор

своему творчеству, особенно если такое отклонение преследует цели

эстетического воздействия. Когда критик сталкивается с такими

отклонениями, он не должен попросту осуждать их, как якобы нарушения

языкового узуса. Даже в тех случаях, когда отклонения встречаются не в

том же месте, что в оригинале, следует прежде всего выяснить, не имеет

ли место сдвинутый эквивалент, который должен быть принят хотя бы уже

потому, что тем самым достигается эстетическая компенсация.

Обоснование этого приема мы находим у В. Е. Зюскинда: "Автор оригинала

пользовался всем богатством своего родного языка и имеет поэтому право

требовать, чтобы и в нашем языке были использованы все имеющиеся

возможности выражения, свойственные нашему и только нашему языку"

[25].

Критик должен, таким образом, оценить, удалось ли переводчику

перенести читателя в текст оригинала. При этом последний имеет право

"выводить его из привычного мира", но не делать текст чуждым читателю,

если таковым не было намерение автора. Именно при использовании этого

модного стилистического средства следует соблюдать ограничения,

предложенные Эрнстом Мериан-Генастом: "Как и принцип акклиматизации,

так и отчуждение может быть утрировано. Если переводчик, стремясь

точно воссоздать образ выражения оригинала, слишком далеко отходит от

привычных для языка перевода норм, он может дойти до того, что

заговорит на им самим изобретенном жаргоне" [26].

Тогда как в текстах, ориентированных на содержание, в соответствии с

требованием детерминированности языком перевода (предполагающим

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.