реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Журналистский образ, как основной способ организации журналистского расследования

Индивидуальный стиль деятельности характеризуется значимостью тематики, глубиной разработки темы, оригинальностью творческих приемов, совершенством формы произведений.

Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя было и остается главной целью всех средств массовой информации, независимо от того, идет ли речь об идеологических, эстетических или потребительских представлениях той или иной социальной группы читателей или, шире, адресатов средств массовой информации.

Однако все эти соображения основаны на целостном и в общем поверхностном восприятии личности автора публицистических текстов. И они еще требуют поверки методами стилистического анализа. Можно предположить заранее, что в явном виде (т.е. по пунктам и аргументировано) ни один автор свой творческий образ, журналистский образ ни в одном тексте, ни во всех своих текстах не раскрывает. То есть отдельные черты образа публициста приходится вычитывать из текста или даже угадывать за текстом.

В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Если в очерках 60-х и 70-х годов автор выступал «закадровой» силой или в качестве беспристрастного повествователя, то в произведениях последующих десятилетий он становится не только идейным рупором своих героев, но и выразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций и т.д. В современном очерке автор открыто проявляет особенности своего авторского самосознания, смело выступает от собственного «я», наконец, более свободен в проявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и других авторских проявлений и возникает образ автора, являющийся, по мнению теоретиков, основной жанрообразующей категорией.

До недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, следует рассмотреть вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике.

Образ автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой - обладает богатым спектром самовыявления. Именно отсюда и проистекают многообразные разновидности и формы авторства: писатель может выступить и как непосредственный участник события, и как сторонний наблюдатель, и как рассказчик, от лица которого читателю будет поведана история, и как человек, «организующий формально-содержательный центр художественного видения» Бахтин M.M. Указ. соч. С. 172.. Автор является центром того «замкнутого бытия», в границах которого возникает своеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все, чтобы в итоге воссоздать полнокровные художественные образы людей. Именно это позволило M.M. Бахтину заявить, что «автор не только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моменты завершения целого - как героев, так и совместного события их жизни, т.е. целого произведения» Там же. С. 14..

Участником этих событий, как уже было отмечено, может быть и сам автор, наделенный, как и его герои, определенными чертами и характеристиками. Автор может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда находится на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость Там же. С. 176..

Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, можно встретиться не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.

В создании авторского образа определяющими элементами являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам» Философский словарь Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 247.. Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. Можно выделить следующие из них: роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей» Стюфляева М.И. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989. С. 64.. Феномен «зеркального отражения» способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее.

Но познание героя происходит не только на эмоциональном, но и на рациональном уровнях. Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношении познаваемого объекта. «Главное назначение оценочных суждений в том, чтобы, сообщая факты, оказывать воздействие, влиять на мнения и поведение людей. Такое воздействие основывается на том, что отношение человека к действительности изменяется не столько под влиянием сообщения о событиях как таковых, сколько потому, что факты получают в тексте определенную социально-политическую окраску, благодаря оценкам с тех или иных позиций» Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989. С. 9.. Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делится с читателями собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например, в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образы героев.

Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Таким образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов. Публицист может поделиться с читателями собственными мыслями, знаниями, нравственными представлениями и устремлениями, жизненными ценностями и т.д. При этом в одном случае возникает образ размышляющего автора, а в другом - образ лирического героя, который, выражая свой внутренний взгляд на описываемые события, тем самым проявляет особенности своего мировосприятия.

Мировоззренческая установка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определении идейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения, и т.д.

Творческая индивидуальность журналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия, наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает публицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи и т.д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед аудиторией предстает образ размышляющего автора, а в других - лирического героя.

«Главные характеристики образа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, образ коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот образ как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Сам же процесс формирования образа можно разбить на несколько этапов:

· выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать;

· изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории;

· в качестве доминирующих, как показывает практика СМИ, можно назвать три составляющих «работающего» образа:

-умение говорить «на языке» своей аудитории;

-знание того, что именно сегодня ее волнует;

- острота ума и чувство юмора;

· подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора;

· привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта;

· вербальный (текстовой) ряд - что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно;

· способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.

Отсюда следует вывод: формирование образа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных сторонах и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное» Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. ЧАСТЬ II. URL: http://evartist.narod.ru/text8/29.htm. (Дата обращения 26.12.2009г.).

1.3 Основные способы выявления образа автора журналистского произведения

При выявлении образа автора в журналистском произведении в первую очередь следует обратиться к стилистическому анализу как средству выявления образа автора.

1. Стилистический анализ.

Выявление индивидуальных творческих особенностей публициста и, в частности, тех его речевых особенностей, которые рисуют определенный образ автора перед читателем, относится к стилистике речи.

Речь каждого человека обладает неповторимой образностью: «Само собой разумеется, что словесные образы, изучаемые в контексте литературного произведения или в системе словесно-художественного творчества, могут рассматриваться или в их отношении к индивидуальному стилю писателя, или в их отношении к строю и композиции отдельного художественного произведения, или даже в их отношении к целому направлению в развитии литературы,» - писал акад. Виноградов.

Как можно видеть, авторская индивидуальность становится объектом изучения на самом нижнем, наиболее конкретном уровне анализа языковых особенностей произведения.

Априорно можно предположить, что в самом общем виде образ публициста на уровне речевых параметров будет задаваться жанром материала. Традиционно различают жанры информационные (репортаж, интервью) и аналитические (статья, корреспонденция, очерк). Материалы информационных жанров на первый взгляд обычно в меньшей степени индивидуализированы (если это интервью, то на первый план выходит личность интервьюируемого); аналитические же материалы не только в большей мере позволяют, но даже и предписывают более значительное проявление авторской индивидуальности, его оценок и позиций.

2. Анализ подтекста как средство выявления образа автора

Образ автора - это не просто субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем - рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого. Поскольку автор часто не проявляется прямо в тексте, для того, чтобы «выявить» черты его образа, приходится обращаться к анализу подтекста. Подтекст как теоретическое понятие формируется уже более ста лет. Под термином подтекст обычно понимается «передача информации не путем открытого выражения, а путем использования потенциальных значений синтаксических форм».

Роль верной «дешифровки» читателем образа автора при интерпретации подтекста чрезвычайно важна. Пока мы не представим, читая текст, кто же его написал, мы не можем адекватно оценить сообщение. И это вполне закономерно. Всякое произведение диалогично по своей сути. Читателю интересно читать, если ему есть что сказать в ответ. На активное восприятие текста читателя провоцирует вопросно-ответная композиция текста. В вопросах, скрытых в тексте, в полной мере отражается личность автора.

Анализ подтекста дополняет стилистический анализ материально выраженных компонентов текста.

3. Понятие "образ" и личностные параметры в социолингвистике.

Обычно принято говорить о следующих особенностях личности автора, выявляемых при анализе текстов:

· возрастные параметры личности;

· социальные параметры личности;

· территориальные параметры личности;

· национальные параметры личности.

Всякий устный или письменный текст в той или иной мере несет информацию обо всех указанных выше параметрах личности автора. В профессиональных текстах публициста эти особенности могут сглаживаться или намеренно (сознательно) акцентироваться. Вот некоторые примеры.

3.1 Возрастные признаки

Каждое поколение имеет свои речевые особенности, по которым и происходит социальная идентификация представителей одного поколения. Однако, во-первых, эти особенности оцениваются в комплексе с социальными особенностями человека. Причем последние преобладают. А во-вторых, более или менее доступные описания существуют только для молодежного сленга.

Вот почему, опираясь на существующую литературу, можно более или менее определенно говорить о речевых особенностях молодежи, проявляющихся в качестве черт, формирующих образ публицистов телепрограмм и публикаций, адресованных подростковой и юношеской аудитории.

Такой дисбаланс глубоко закономерен. Именно молодежь во все времена старалась как-то выделиться, в том числе и речью на фоне других групп общества.

3.2 Социальные признаки.

Социальные особенности речи выявить труднее. Сложность определения социальных параметров личности автора текста связана с тем, что в отличие, например, от отклонений в орфографии или грамматике, или диалектных фонетических и лексических особенностей речи, до конца не изживаемых и периодически проявляющихся бессознательно, социальные признаки речи усваиваются и контролируются человеком более или менее сознательно в процессе усвоения определенных социальных ролей. Таким образом, речевые особенности человека прямо и непосредственно связаны с выполняемыми им социальными ролями. Это - во-первых, но, во-вторых, в речи человека отражается и более постоянная его характеристика - социальный статус (место, которое он занимает в обществе). В понятие социального статуса входит профессия человека, уровень его культуры и т. п.

Все эти компоненты социального «портрета» человека отражаются в его речи: в уровне ее «литературности», в выборе (в широте выбора) слов и выражений, в умении строить фразу и находить более (или менее) удачные слова для выражения разных состояний. Иначе говоря, даже выполняя одну и ту же социальную роль, разные люди могут говорить (и говорят) по-разному.

Третье, что связано с социальными особенностями речи человека, - это так называемые «социальные диалекты». После десятилетия перестройки, когда в общенародный русский язык и в язык средств массовой информации хлынула волна модных слов из различных социальных диалектов, отдельные лексические элементы жаргонного происхождения встречаются в самых разных публицистических жанрах и теряют или, во всяком случае, ослабляют свою прежнюю жаргонную маркированность: нал (наличные деньги), совок (советский человек, негативное), лимон (миллион, встречающееся в художественных произведениях 1920-х гг.).

При всей относительности социально значимых параметров речевой характеристики личности, всегда существует некоторое количество модных, «ходовых» словечек, которые, по мнению большинства читателей и зрителей, характеризуют тот или иной социальный слой. Например, "упал - отжался" - это из речи военных, точнее говоря, этой репликой в массовом сознании включается образный ряд, связанный с поведением и мировоззрением, приписываемым большинству военных.

4. Образ: "речевые маски" и языковая игра

Важно учитывать то, что образ - это не портрет. Даже в рамках одного материала автор может (в том числе и имеет право) менять речевые маски, прятаться за цитаты и за чужие мнения, намекать и провоцировать читателя на неверные ожидания, чтобы потом более эффективно показать ему другую сторону явления и «перекрестить в свою веру». Всё это порой предполагает и оправдывает и эмоциональную разноголосицу, и стилистический полифонизм, и неоднозначность образа автора. Разумеется, если это идет от понимания своей коммуникативной задачи и путей ее достижения, а не от небрежности в стилистической правки.

5. Стилистические средства создания образа публициста:

5.1 Общая схема рассмотрения материала

Краски для создания речевого образа публициста можно найти на любом структурном уровне языка: всюду, где есть альтернатива, где есть стилистический выбор, где возможно использование одной из минимум двух функционально взаимозаменяемых единиц с разной коннотацией и экспрессией.

При всей важности роли лексических и фразеологических средств, нельзя упускать из виду и единицы других парадигматических уровней: от фонем и ударений, до средств связи между предложениями и более крупными композиционными частями текста, играющих важнейшую роль в создании «единства стиля». Учитывая все вышеизложенное, можно выстоить следующую схему изложения и первичного анализа материала:

-явления фонетического уровня и графика;

-явления морфологического уровня и словообразование;

-явления лексического уровня и фразеология.

5.2 Фонетические и графические средства

В качестве средства привлечения внимания в современных текстах используются и заглавные буквы: Торты, Пирожные, Дни Рождения!!! Этот прием в известной мере характеризует и автора.

Использование иностранной графики также довольно широко представлено в современной прессе. Этот графический прием настраивает читателя на то, что автор компетентен в зарубежной тематике.

5.3 Лексические и фразеологические средства

5.4 Элементы жаргонов и сленгов

Следует отметить, что та часть словарного состава русского языка, которая является стилистически нейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого образа публициста. Наиболее ярко эта функция проявляется у слов, обладающих ярко выраженной коннотацией. Таковы, например, слова из сленга, в общем известные большинству читателей молодого и среднего возраста.

5.5 Цитаты и парафразы

Цитатность текстов средств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесном художественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизма порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагромождения цитат.

6. Функции отдельных речевых параметров при формировании образа публициста

6.1. Обоснование схемы анализа материала

Строго говоря, перед инициатором коммуникативного акта стоит задача доказать, что он действительно не зря обладает правом инициации речевого взаимодействия, т.е. что он хорошо представляет себе, каким образом соответствующий коммуникативный акт должен развиваться. Уместность и нетривиальность сообщения доказывается читателю на нескольких уровнях. В отличие от тележурналиста газетчик не может написать «Оставайтесь с нами». Если человек не взял газету в руки, то надпись такого рода бесполезна, а если взял, то не нужна. Но перед публицистом стоит еще одна задача: убедить читателя в том, что он как собеседник стоит читательского внимания. При оценке образа автора в данном отношении читатель составляет свои суждения о своем, условно говоря, собеседнике, оценивая его по трем параметрам:

-оценка качеств журналиста как профессионала;

-оценка качеств журналиста как носителя узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается журналист;

-оценка качеств публициста как социального близкого читателю собеседника.

6.2. Составляющие образа публициста-профессионала

Не вызывает сомнений, что для завоевания доверия читателя публицист должен продемонстрировать свою компетентность в области профессионально-журналистского знания. Существуют элементы текста, которые в явном виде дают читателю информацию о профессиональном уровне журналиста: формулировки «наш специальный корреспондент», «наш обозреватель» на ТВ и в прессе вполне определенно ориентируют аудиторию.

6.3. Составляющие образа компетентного рассказчика

Образ публициста включает и демонстрацию узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается публицист как узкий специалист. Одним из средств демонстрации своей компетентности в выбранной сфере является использование профессионализмов, т.е. слов или выражений, присущих только данной профессиональной группе В. В. Шаповал Имидж автора в публицистике (роль сленговых и иных заимствований, маркированных как "чужое слово"). URL: http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm. (Дата обращения: 16.11.2009г.).

Итак, из всего, описанного выше, можно сделать вывод, что система современного публицистического стиля представляет собой сложное взаимодействие различных лексических и синтетических пластов. Они позволяют журналисту пользоваться всем разнообразием лексики для выражения авторского начала. Рассмотрим на примере творчества публициста Нины Гечевари, автора колонки «Смотри, мужчина!» ежемесячного глянцевого журнала для женщин «Cosmopolitan», какие существуют средства выражения авторского «я», и каково общее влияние образа журналиста на журналистские произведения.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ НИНЫ ГЕЧЕВАРИ (ЖУРНАЛ «COSMOPOLITAN», РОССИЯ)

Основываясь на том, какие средства выражения авторского «я» использует в своих публикациях Нина Гечевари, можно дать общую характеристику её творчества.

2.1 Основные темы, интересующие Нину Гечевари в ее статьях

Нина Гечевари является постоянным автором колонки «Смотри, мужчина!», целью которой ставит информирование мужчин о насущных женских проблемах или просто приглашает к размышлению на затрагиваемые темы. Темы, обсуждаемые автором на страницах журнала - самые различные, но всегда актуальные и интересные. Каждый материал посвящается проблеме, интересующей любую женщину вне зависимости от ее возраста и временных рамок обсуждаемого. Все проблемы и явления автор описывает на примере происшествий из своей собственной жизни. Приведём примеры.

В номере «Cosmopolitan», появившемся в январе 2009 года (приложение 1), Нина Гечевари пишет статью о том, что в России закончился Год семьи, красной лентой в канву которой вплетает призыв стремиться к взаимопониманию со своей второй половинкой. В февральском «Cosmopolitan» (приложение 2) был опубликован материал Нины Гечевари, посвящённый проблемам, связанным с личностным ростом и психологией мужчины. В номере, вышедшем в июне 2008 года, Нина Гечевари в статье под названием «Ребенок внутри» (приложение 3) писала о детстве сквозь призму своего возраста, о нереализованных мечтаниях и надеждах. Так же в своих материалах, вышедших в период с января 2007 года по апрель 2009 года, Нина Гечевари вспоминала о самых неприятных гастрономических открытиях (приложение 4); писала о «мужском» и «женском» месяцах (в преддверии Дня защитника Отечества и Международного женского дня); о чувстве вины (приложение 5). Таким образом, видно, что Нина Гечевари пишет о бытовых и социальных проблемах. Она никогда не касается политики. Её интересуют вопросы повседневной жизни и возникающих в ней странностей и неудобств. В публикациях данного автора большое значение придаётся описанию персонажей. Говоря о своих друзьях и знакомых, Нина Гечевари не просто рассказывает о каких-либо произошедших с ними событиях, но и подробно описывает своих героев, даёт им характеристики.

2.2 Составляющая творчества автора - ирония

Во всех проблемах, о которых пишет автор, она всегда старается найти что-то смешное или забавное. Для данного автора характерно ироничное отношение к современному обществу. Какой бы серьёзной ни считалась проблема, Нина Гечевари иронизирует над ней. Она иронизирует и по поводу денег на банковских карточках, и по поводу покупки недвижимости, и по поводу неотапливаемых зимой квартир, и по поводу высоких цен и низкого качества продукции, поступающей на российский рынок.

Автор относится иронически, прежде всего, к себе. И на примере своей собственной жизни, а также на примерах ситуаций, в которые попадают её друзья, показывает читателю, что проблемы, характерные для России, не встретятся больше ни в одной стране, и связано это со спецификой менталитета русского человека. С одной стороны, все с радостью пользуются всеми новшествами, приходящими к нам с Запада, а с другой - не будучи в состоянии принять их такими, какие они есть, переделывают и трансформируют их, приспосабливая к своему образу жизни. Такова, судя по её публикациям, точка зрения Нины Гечевари.

Ирония является доминантой её творчества не потому, что она стремится развлечь своего читателя, а потому, что она просто не знает, как к тому, что она описывает, можно относиться иначе.

Нина Гечевари часто использует ироническую окраску для выражения своего негативного отношения к описываемым событиям. Но намного чаще ироническая окраска используется автором в воздействующей функции, причём воздействие, как правило, заключается в попытке вызвать у аудитории возмущение определёнными событиями, но вместе с этим автор призывает читателя отнестись к описываемому с иронией.

Воздействующая функция - одна из основных функций публицистического стиля, для индивидуальной манеры журналиста она является ведущей. Но Нина Гечевари в своих публикациях не пытается внушить читателю свои взгляды, не требует, чтобы соглашались с её мнением, не хочет внушить читателю катастрофичность положения, в котором сейчас находится общество. В современной публицистике такая позиция - редкость, т. к. большинство авторов считает, что цель их творчества заключается в убеждении читателя в том, что их слова - непреложная истина. Нина Гечевари пользуется воздействующей функцией публицистического текста совершенно в других целях. Она стремится научить читателя не переживать, а смеяться над проблемами, решение которых всё равно зависит не от него одного.

2.3 Способы создания иронии и ее воздействующей функции

Воздействие осуществляется с помощью доминирующих в текстах Нины Гечевари экспрессивных элементов: обращений; разговорной лексики на фоне книжной и нейтральной; вводных слов; конструкций, выражающих личностное начало; тропов и стилистических фигур. Экспрессивные элементы, помимо воздействующей функции, выполняют функцию оценочную. В публикациях данного автора преобладает негативная оценочность, которая, соседствуя с общим оптимистическим настроем автора (он чувствуется в контексте описываемых автором событий), придаёт оригинальность текстам Нины Гечевари. Кроме того, можно выделить следующие основные черты исследуемых публикаций: использование разнообразных образных средств, правдоподобность описываемого, меткость изображения.

Ещё одна характерная черта публикаций Нины Гечевари - это часто встречающаяся просторечная, разговорная, жаргонная и специальная лексика. Жаргонные слова иногда лишают текст его художественных достоинств, т. к., какие бы цели ни преследовал автор, употребляя в своих текстах жаргонную лексику, эта лексика груба и не с самой лучшей стороны характеризует использующего её человека. Разговорная и просторечная лексика придаёт тексту образность, используется в речевых характеристиках персонажей (имитация живой разговорной речи), но часто является и контактоустанавливающим средством. Это свидетельствует о том, что автор ориентируется на читателя, чья языковая личность достаточно развита на втором уровне, но практически не развита на третьем. Другими словами, Нина Гечевари пишет такие тексты, которые должны быть понятны и интересны даже самым недалёким читателям журнала, т. к. если бы автор ориентировалась исключительно на интеллектуальную, образованную аудиторию, то у неё не возникла бы необходимость в использовании жаргонной и просторечной лексики.

Около 90% лексики публикаций Нины Гечевари - оценочная, 75% - отрицательнооценочная, но наделённая иронической и, реже, комической окраской.

Из вышеперечисленных фактов (частое использование фразеологизмов, в том числе трансформированных, столкновение различных лексических пластов и др.) можно сделать вывод о том, что в текстах Нины Гечевари ярко выражено авторское, творческое начало. Кроме того, для публикаций этого автора характерно сопровождение выражения чувств выражением мыслей, экспрессивность и языковая образность. Особенно часто встречаются образы восприятия и акустические образы. Образы восприятия передают взгляды автора и воздействуют на читателя, формируя у него схожее с авторским отношение к описываемым событиям и явлениям. Акустические образы позволяют сделать текст более убедительным и увлекательным.

Как уже говорилось ранее, в текстах Нины Гечевари часто встречаются слова, наделённые иронической окраской. Для создания иронии автор использует следующие лексические средства: фразеологизмы, окказионализмы, заимствованная и устаревшая лексика, термины и канцеляризмы.

На основе публикаций Нины Гечевари можно сделать некоторые выводы о мире ценностей данного автора, о её идеалах и устремлениях, о стереотипах поведения, методе мышления, социально-жизненных целях и избираемых путях их достижения. Видно, что метод её мышления - доскональный анализ событий и фактов. Результаты этого анализа и читаются в материалах автора. Основные черты характера Нины Гечевари - критический взгляд на происходящие события, но вместе с тем и оптимистичное, ироничное отношение к окружающей действительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной дипломной работы был анализ материалов отдельного публициста, выявление в них характерных черт и особенностей образа. Для достижения этой цели в первой части дипломной работы была рассмотрена различная научная литература, посвящённая особенностям образа автора журналистского произведения, публицистической речи, лексике печатного публицистического стиля и языковой личности. Из рассмотренного теоретического материала можно сделать следующие выводы: при анализе материалов определённого автора необходимо учитывать такое понятие, как «языковая личность», т. е. учитывать то, что каждый пишущий автор обладает своим неповторимым лексиконом, изучив который можно охарактеризовать культурное и интеллектуальное развитие данного автора.

Во второй главе данной дипломной работы была дана общая характеристика творчества Нины Гечевари (журнал «Cosmopolitan, Россия»), а также был произведён анализ средств выразительности в текстах данного автора. В результате было выявлено, что публицист Нина Гечевари интеллектуальна, прогрессивна, обладает высоким культурным развитием, а в структуре её языковой личности наблюдается ярко выраженное творческое начало.

Из сделанных выводов следует, что цели и задачи данной дипломной работы были выполнены. Учитывая то, что практическая часть дипломной работы основывалась на материалах современного публициста, мы можем выявить определённые черты, характерные для всей сегодняшней публицистики и сформулировать несколько рекомендаций, которые могли бы использоваться на практике.

Образ автора зависит от веяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также от того, насколько важно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие на читателя наибольшее впечатление. Верно и объективно передать действительность посредством слова - достаточно трудная задача для современных публицистов. В материалах авторов-публицистов часто встречается лексика, наделённая иронической окраской. Эта лексика позволяет сделать текст более интересным для читателей. Но всё же ироническая окраска - это разновидность негативнооценочной лексики, поэтому чрезмерное употребление слов, наделённых такой окраской, может привести к тому, что текст будет перенасыщен отрицательным смыслом и у читателя появится желание прекратить чтение, вызывающее у него негативные эмоции, которых ему достаточно и в повседневной жизни.

Так же публицисту необходимо стараться разнообразить лексический состав своих текстов, т. к. обильное насыщение речи шаблонами, стандартными выражениями и автоматически воспроизводимыми фразами говорит об однолинейности и «однопрограммности» его языковой личности, а косвенно также о слабовыраженном творческом начале в её структуре.

Образ автора-публициста, несомненно, имеет огромное значение для издания. Обычно печатные СМИ подбирают своих авторов исходя из политики своего издания, но порой получается так, что сам автор позволяет изданию «заговорить» своими словами. Нина Гечевари - один из ведущих авторов журнала, соответствующий всем требованиям современной «глянцевой» журналистики, обладающий такими качествами, как оптимизм и неугасаемое чувства юмора, позволяющим своей колонке быть популярной и востребованной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения; СПб., 1999.

2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.

4. Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты. М, 1980.

5. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

6. Самусевич О.М. Персонификация в журналистском тексте. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.Серия «Филология. Социальная коммуникация». Том 21 (60). 2008 г. №1.

7. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975.

8. Усовская Э.А. Парадигма постмодернизма в культуре ХХ века / Э.А. Усовская. - МН.: БГУ, 2006.

9. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: Учеб.пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Анисимова Е.Е. - М.:, 2003.

10. Старуш М.И. Авторское «Я» в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис. М., 1985.

11. Краткий словарь по логике Под. ред. Д.П. Горского. М., 1991.

12. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

13. Кохтев Н. Н. Стилистическое использование фразеологических средств в языке газеты. М., 1980.

14. Философский словарь Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.

15. Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989.

16. Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В., Ленский Б. В., Рябинина П. З., Соловьева В. И.. Редакторская подготовка изданий: Учебник. Под ред. С. Г. Антоновой--М.: МГУП, 2002.

17. Шлык М. А. Языковые средства выражения модальности в публицистическом тексте. Краснодар, 1994.

18. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. URL: http://www.twirpx.com/file/131422/

19. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. URL: http://www.twirpx.com/file/129094/

20. Туманов Д.В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов. URL: http://www.twirpx.com/file/129079/

21. Шостак М.И. Журналист и его произведение. URL: http://www.twirpx.com/file/63004/

22. Губарева Л. Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте. URL: http://www.xepcoh.info/referats/view/434.

23. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. URL: http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900182&at=exc&n=0.

24. В. В. Шаповал ИМИДЖ АВТОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ (роль сленговых и иных заимствований, маркированных как "чужое слово") URL: http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm .

25. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. ЧАСТЬ II. URL: http://evartist.narod.ru/text8/29.htm.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Гечевари Н. Рубрика Гечевари Нины «Смотри, мужчина!» //«Cosmopolitan, Россия». Январь, 2007, июнь, 2008, январь, 2009, февраль, 2009, апрель, 2009.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.