реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Жанры аналитической публицистики

Жанры аналитической публицистики

25

Балтийская академия туризма и предпринимательства

Факультет массовых коммуникаций

Курсовая работа

По дисциплине: Теория и практика массовой информации

На тему: Жанры аналитической публицистики

Выполнила:

Студентка IV к. з \ о

Утехина З.А.

Руководитель:

Гаврилова У.В.

Санкт - Петербург

2009

Содержание

Введение

1 Журналистские жанры

2 Жанры аналитической публицистики

2.1 Статья

2.2 Корреспонденция

2.3 Рецензия

2.4 Обозрение, комментарий, расследование

3 Аналитическая журналистика в России

4. Примеры

4.1 Статья пропаганда

4.2 Проблемная статья

4.3 Научная статья

4.4 Полемическая статья

4.5 Корреспонденция

4.6 Рецензия

4.7 Журналистское расследование

Список литературы

Введение

Аналитическая журналистика - одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля - способность "аналитиков" видеть в нем свое место.

Существуют издания, специализирующиеся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

Аналитическая журналистика может отчасти присутствовать даже в бульварных изданиях. Но главное место ее пребывания - это все-таки качественное издание, не важно, в Интернете или на бумаге. Издания с меньшим ритмом, естественно, содержат в себе больше аналитики. Ежедневные выпуски телевизионных новостей тоже могут содержать элементы аналитики, хотя и в меньшей степени, чем еженедельные информационно-аналитические программы, которые априори призваны анализировать события, а не просто пересказывать их.

Сущность журналистской деятельности как одного из средств развития общественного процесса особенно заметно проявляется в аналитических способах отображения действительности. Эти способы - основа комментария, статьи, определенных видов интервью, корреспонденции, отчета, письма, обозрения, обзора, рецензии и ряда других жанров.

В данной работе рассмотрены жанры аналитических публикаций, а также приведены примеры статей, корреспонденций, журналистских расследований, что позволяет более детально понять специфику каждого жанра.

1 Журналистские жанры

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы:

предмет отображения

целевая установка (функция) отображения

метод отображения

Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, значительную роль играет метод отображения действительности.

В журналистике существуют три главных способа отображения:

· фактографический;

· аналитический;

· наглядно-образный.

Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.

Первый способ, фактографический, нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?).

Второй способ, аналитический, нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.

Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

На основе этих способов выделяются три группы жанров:

· информационные;

· аналитические;

· художественно-публицистический

2 Жанры аналитической публицистики

Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвленная система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами.

Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.

Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

2.1 Статья

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Статья - это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот - от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Статья является главным жанром аналитической журналистики, дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности.

Виды статей:

1. Передовая - в ней основа директивность;

2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная статья;

4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их".

5. Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определенной отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.

Описание проблемной ситуации требует ее оценки с разных сторон и поиска разрешения проблемы, предложения программы действий. В зависимости от подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу) журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей.

6. Полемическая статья представляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. Некоторые издания публикуют полемику довольно часто (например, "Независимая газета", в других изданиях полемические статьи появляются в ходе предвыборных кампаний).

Этот жанр предполагает соблюдение ряда правил ведения полемики как по содержанию, так и по речевой форме. Авторами полемических статей часто выступают не журналисты, а политики, экономисты, ученые, специалисты в различных областях производства, техники. Поэтому представителям самых разных профессий надо быть готовыми к написанию статей.

Создание полемического текста должно начинаться с четкого формулирования главной мысли. Эту мысль необходимо сделать ясной для читателя.

При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьезность фактов состоит в надежности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений.

Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.

Недопустимо приписывать словам оппонента тот смысл, который они не могут иметь, или тот, который оппонент вовсе не желал выразить.

Установка на взаимопонимание участников полемики - важное условие ее конструктивности. Достичь такого взаимопонимания невозможно без уверенного владения нормами литературного языка.

2.2 Корреспонденция

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

Виды корреспонденции:

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4. Корреспонденция - раздумье. Ж-т совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

2.3 Рецензия

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Рецензия (литературная, кино, театральная) - аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Обзор - результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания…

Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

Виды рецензии:

1. Литературная.

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

2.4 Обозрение, комментарий, расследование

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.

2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Спортивные,

4. Сельскохозяйственные,

5. Культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу ж-тских выступлений в информационно пространстве.

Комментарий - призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Журналистское расследование - рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. Версия - моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

3 Аналитическая журналистика в России

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным -- она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

В начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. То есть, конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж. Но еще в 30-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - знаменитые репортажи А. Кольцова («Три дня в такси», «Семь дней в классе»), похожие одновременно и на очерки, и на статьи. А через полвека трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился уже особый вид репортажа - аналитический.

В начале 90-х гг. наблюдался бурный всплеск классического познавательного репортажа, аналитический же - краса и гордость крупнейших газет - как будто исчез. Точнее - перешел (уже и внешне) в расследование - корреспонденцию, расследование - статью. Почему это произошло? Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия - устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов. Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью.

В 1992 году начался бурный рост вещательных организаций на территории России. Аналитическая публицистика вышла на качественно новый уровень развития. Появляются новые информационно-аналитические программы.

В январе 1992 года на канале «Останкино» появляется информационно-аналитический еженедельник «Итоги» с Евгением Киселевым, который впоследствии стал транслироваться на канале НТВ. В апреле 1996 года в эфир вышли сразу две информационно-аналитические программы - «Зеркало» на канале РТР и «19.59» на канале ОРТ. В то же время на канале ТВ-6 появился информационно-аналитический еженедельник «Обозреватель», а спустя полгода на канале ОРТ - очередная аналитическая программа «Время» с ведущим Сергеем Доренко. Таким образом, впервые в практике нашего телевидения, прежде отличавшегося лояльностью каналов по отношению друг к другу, соперничество стало прямым и беспощадным.

Новый этап в развитии государства и средств массовой информации наступил в 1996 году во время президентской кампании. Теперь СМИ выступали в качестве инструмента борьбы на выборах. Существующие в тот период в России информационно-аналитические программы, пользующиеся особой популярностью и доверием у зрительской аудитории, стали вести одинаковую политику, суть которой можно свести к одному - у власти должен остаться Б. Ельцин. «Итоги» Евгения Киселева, которые до предвыборной кампании считались на отечественном телевидении эталоном объективности и независимости, стали еще более тенденциозными, чем откровенно проельцинское «Зеркало».

4 Примеры

4.1 Статья пропаганда

Ученые узнали сколько лет прибавляет здоровый образ жизни

13 января 2008г. РБК

http://top.rbc.ru/society/13/01/2008/133544.shtml

Для того, чтобы прожить лишние 14 лет, необходимо отказаться от курения и обильной выпивки, есть много фруктов и овощей, а так же регулярно заниматься спортом, считают британские ученые.

Кай-Ти Кво из Кембриджского университета, проанализировав данные наблюдений, пришла к выводу, что сторонники здорового образа жизни наслаждаются ей в среднем на 14 лет дольше рядового индивида. Группа ученых установила, что это не зависит от веса человека и его социального положения, сообщает Associated Press.

В исследовании приняли участие 20 тыс. здоровых людей в возрасте от 45 до 79 лет. Они отвечали на вопросы медиков на протяжении 1993-1997гг., а также проходили регулярные клинические исследования.

К. Кво считает, что проведенное исследование доказывает: улучшение здоровья не всегда требует кардинальных изменений. "Мы не просили людей делать что-то особенное", - сообщила К. Кво. "Мы исследовали обычное поведение, которое свойственно людям в повседневной жизни", - добавила ученый.

"Мы и раньше знали, что необходимо следовать этим правилам, но не думали, что это имеет такой эффект", - сказала Сюзан Джебб, глава отдела питания и здоровья Британского медицинского исследовательского совета, который частично спонсировал исследование.

Врачи высказали надежду, что данное исследование подвигнет правительство на более активные действия в пропаганде здорового образа жизни. "Это исследование очень важно, т.к. доказывает, что избегание ряда факторов риска может добавить несколько лет жизни", - считает доктор Тим Армстронг из Всемирной организации здравоохранения.

Несмотря на то что в статье большое количество фактов, и ее можно было бы отнести к информационной публицистике

4.2 Проблемная статья

ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА

31.01.2008

www.rbcdaily.ru

Эпидемия ожирения

Вредная еда погубит российскую нацию

В Евросоюзе в ближайшие годы будет введена обязательная маркировка пищевых продуктов. Комиссар ЕС по здравоохранению Маркос Каприяну выступил с предложением наносить специальную диетологическую маркировку на все продукты питания. Так европейцам будет проще бороться с «эпидемией ожирения», уверены авторы этой инициативы. Европа сегодня впереди планеты всей в плане кампаний против ожирения. Между тем последние исследования американских ученых показали, что на постсоветском пространстве количество страдающих ожирением людей местами больше, чем в европейских государствах. И никаких эффективных механизмов борьбы с нездоровой пищей у нас в России пока нет.

Вообще мировым лидером «эпидемии ожирения» по праву считаются США. Избыточным весом страдает каждый третий американец, а количество людей с диагнозом «ожирение» колеблется, по разным данным, от 34 до 54 млн человек. Среди европейцев самой «толстой» нацией по праву считаются греки (избыточным весом - не ожирением - страдают 78% мужчин и 74% женщин). А вот меньше всего толстых людей живет в Норвегии, утверждают американские исследователи из университета Сент-Льюиса. Там их всего 9% от общего числа норвежцев.

Россия, если верить все тому же исследованию, имеет все шансы догнать в скором времени лидеров по количеству населения с диагнозом «ожирение». Согласно данным российских врачей-диетологов, наша страна уже находится в первой тройке страдающих ожирением наций. При этом, по данным Института питания РАН, избыточный вес имеется у 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет.

Как утверждают специалисты, основной удар по здоровью российской нации в плане ожирения и избыточного веса у населения пришелся именно на постсоветское время, когда на отечественные прилавки хлынул поток иностранной продукции - совершенно чуждой организмам наших соотечественников. Появилось огромное количество фаст-фудов, стали популярными снэки (сухие закуски - сухарики, орешки и т. п.), а также продукция, которая содержит в себе вредные вещества.

Причем на Западе уже не первый год идет кампания против таких товаров. Так, например, известный британский шеф-повар Джейми Оливер начал несколько лет назад настоящую кулинарную революцию в стране. По его инициативе была запущена реформа школьного питания. Из учебных заведений исчезли автоматы с продуктами быстрого питания и снэками, были переоборудованы по последнему слову техники школьные столовые, началась целая кампания по переучиванию поваров, а также программа кулинарного просвещения среди детей (школьников стали учить разбираться в правильной, здоровой еде).

У нас же вредные продукты не только по-прежнему пользуются большим спросом, их даже практически не запрещают. В прошлом году в Европе был официально запрещен к употреблению краситель Е128, который оказался канцерогеном. Европейские специалисты установили, что этот краситель превращается в организме в анилин, который оказывает токсическое действие. Однако на российских прилавках до сих пор можно встретить продукты, содержащие в себе ядовитый Е128. Это сосиски с содержанием зерновых и бобовых более 6% и изделия из измельченного мяса с содержанием зерновых, бобовых и овощей более 4%. Такие продукты обычно продаются по более низким ценам, то есть в первую очередь для тех, кто не может себе позволить более дорогую здоровую пищу.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.